The New York Times | 21 декабря 2010 г.
Дебаты о контроле вооружений: страх против разума
Роберт Райт
Все шестеро ныне здравствующих бывших госсекретарей-республиканцев - от Генри Киссинджера до Кондолизы Райс - одобряют СНВ-3, но проголосуют ли за него сенаторы-республиканцы, до сих пор неясно, замечает в блоге на сайте The New York Times колумнист Роберт Райт. В чем же причина столь глубоких разногласий?
Сенатор Джон Кайл, главный противник СНВ-3, сетует, что договор не касается тактических ядерных вооружений, которые для русских "совсем как артиллерия". Если бы Россия действительно приравнивала тактическое ядерное оружие к артиллерии, то "в 1980-х годах Афганистан однажды превратился бы в равнину из расплавленного стекла", возражает автор. Вот одно из различий между "Кайлами" и "Киссинджерами": "Киссинджер при оценке противника обычно сохранял спокойствие и благоразумие".
"Исходя из своего полуистерического тезиса, Кайл заявил: поскольку наш стратегический ядерный арсенал удерживает Россию от применения тактических атомных бомб, мы должны опасаться СНВ-3", - продолжает автор. По условиям СНВ-3 обе стороны могут размещать по 1550 ядерных боезарядов - это достаточно крупная сила, но очевидный страх Кайла, что тактический ядерный арсенал России может так или иначе нейтрализовать все наши силы сдерживания, смехотворен.
Райт перечисляет положительные последствия договора: он укрепит уверенность, что российское ядерное оружие не попадет в руки террористов, упрочит партнерство с Россией в противовес иранской и северокорейской угрозам, поможет уговорить неядерные страны, что необходимо ужесточить режим ядерного нераспространения.
Кайл также выразил опасения, что СНВ-3 помешает США создать систему ПРО, защищающую от иранских и северокорейских ракет. Видимо, Кайл не осознает, что теперь главная угроза Америке исходит от террористов. "Что если Северная Корея, которой срочно нужны деньги, продаст атомные бомбы террористам и те тайно доставят их в США и взорвут? Или сходную сделку заключит с террористом какой-нибудь российский генерал? Оба сценария станут менее вероятными, если ратифицировать СНВ-3", - пишет автор.
Впрочем, даже Кайл не совсем уверен, что СНВ-3 препятствует созданию американской ПРО: сенатор высказывает опасения, что российская сторона в будущем ухватится за расплывчатую фразу в преамбуле договора и будет чинить помехи. "Зачем разбираться с реальными угрозами, если можно тратить время, зацикливаясь на том, что Россия может предпринять в будущем?" - иронизирует автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях