Financial Times | 21 декабря 2012 г.
Россия: Отток капитала не так велик, как кажется
Стефан Уэгстил
"Гигантский отток капитала был очевидным признаком недоверия деловых людей к правлению Владимира Путина. Богачи, испытывающие тревогу по поводу коррупции, прав собственности и верховенства закона, направили свои деньги за границу. Верно?" - пишет Стефан Уэгстил в блоге The Financial Times.
"Вообще-то, неверно. Об этом свидетельствует опубликованное на этой неделе исследование, в котором утверждается, что отток капитала из России составляет только половину от официально заявленного показателя, и это связано с особенностями российской статистики. Новые аналитические данные не будут последним словом в комплексном вопросе, но они уже заставили российских чиновников взглянуть на цифры по-новому", - отмечает автор.
Как сообщается в докладе, подготовленном Российским фондом прямых инвестиций, международной аудиторской фирмой Ernst&Young и исследовательским центром при МГУ им.Ломоносова, чистый отток капитала в прошлом году составил всего 40,5 млрд долларов, а не 80,5 млрд, как сообщалось.
Из официальной цифры авторы вычли более 10 млрд долларов, которые пошли на сделки по слиянию и поглощению российскими компаниями зарубежных активов, 6 млрд долларов, затраченные на покупку воздушных судов, зарегистрированных за границей, 6 млрд - на поддержку иностранных отделений банков, 9,9 млрд - на "ошибки и пропуски", и 7-9 млрд долларов, которые были переведены российскими компаниями в офшорные структуры, часто создаваемые для направления средств обратно в Россию.
После таких уточнений отток капитала из России сопоставим с показателями многих экспортно ориентированных экономик, таких как Кувейт, Норвегия и Япония, говорится в опубликованном в понедельник докладе.
ЦБ не спешит менять свои данные, о чем сообщил его председатель Сергей Игнатьев. Тем не менее, доклад заставил экономистов задуматься. Иван Чакаров из "Ренессанс Капитала" заявил, что, по его мнению, неправильно не учитывать "чистые ошибки и пропуски". "Когда я работал в МВФ, мы всегда рассматривали это как указание на теневые потоки, так что я не вижу оснований исключать эту строку для России ", - сказал он.
По его словам, сделки по слияниям и поглощениям "тоже должны рассматриваться как отток капитала, потому что эти деньги все равно уходят из страны". Но он допускает, что вложение капитала в офшорные компании для дальнейшей репатриации в Россию "не обязательно считать настоящим оттоком капитала", говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях