Статьи по дате

Los Angeles Times | 21 февраля 2002 г.

Кольца вокруг Пекина

Эвелин Иритани

План Китая потратить 23 млрд. долларов на Игры 2008 г. - олимпийское золото для американских компаний.

Чтобы понять, почему компания из Сан-Диего "Cubic Transportation Systems" сделала Китай своим главным приоритетом, взгляните на список дел, которые надо сделать к Летней Олимпиаде 2008 г. Например, планируется построить как минимум 60 миль путей и 60 новых станций для Пекинского метро.

Для "Cubic", производящей высокотехнологические системы сбора оплаты проезда, эта работа сравнима с обеспечением своим оборудованием всей системы метро Лос-Анжелеса.

Солт-Лейк-Сити завершает свой олимпийский дебют. Такие компании, как "Cubic" начинают думать о более крупном призе: Пекин 2008 г. Даже по масштабам гипертрофированного олимпийского мира, обвитого пятью переплетающимися кольцами, Китай - это очень крупное событие. Китайский бюджет в 23 млрд. долларов - это в семь раз больше, чем бюджет Солт-Лейк-Сити или Сиднея 2000, в пять раз больше, чем Афины 2004 и в 32 раза больше, чем Лос-Анжелес 1984.

Разница в цене связана с тем, что Пекину, в отличие от других городов придется сделать очень многое, чтобы обеспечить самое необходимое. Стремясь добиться победы своей заявки, власти Китая пообещали потратить более 20 млрд. долларов только на создание инфраструктуры, построить олимпийскую деревню, стадион на 80 000 мест, в три раза увеличить протяженность городских автомагистралей, очистить воздух в одном из самых грязных городов мира.

Чтобы выполнить эти возвышенные задачи, Китай превратит свою столицу в гигантскую стройплощадку. Олимпийская деревня стоимостью в 480 млн. долларов - дизайн балтиморской компании "RTLK" - один из 37 олимпийским объектов, которые появятся в Пекине и пяти других городах. Китай тратит миллиарды долларов на поворот рек из южного Китая в заслушливый север, переселяет тысячи загрязняющих воздух заводов из Пекина в провинцию, создает 400 новых автобусных маршрутов, вкладывает 3,6 млрд. долларов в высокотехнологическое оборудование, в частности, создает цифровую сеть, способную обеспечивать трансляции "HDTV" со всех олимпийских объектов.

Организационный олимпийский комитет Пекина несколько месяцев развлекает бесконечный поток иностранных делегаций. Наиболее перспективные возможности для иностранных компаний появились в области проектного менеджмента, строительства, транспорта и сферы услуг - финансирование, туризм, технологии защиты окружающей среды.

"Китай ведет себя очень разумно, пытаясь создать условия для международной конкуренции", - сказал вице-президент "Cubic" Стив Шумэйкер.

"Именно сейчас, а не через три или четыре года надо начинать переговоры с Пекином об Олимпиаде, - сказал Патрик Пауэрс, директор по операциям в Китае Американо-китайского Делового Совета, который осенью встречался с мэром Пекина и главой Олимпийского комитета Лю Ки. - В первой половине этого года они начинают реализацию своих планов. Уже возникла серьезная конкуренция, крупные корпорации и правительства борются за внимание комитета".

Китайские олимпийские власти надеются к концу года провести конкурсы на создание основных объектов и к 2007 г. закончить строительство главных сооружений.

13,8 млн. жителей перенаселенной столицы уже почувствовали, что такое олимпийские головные боли. Прошлой весной Пекин посетила комиссия, занимающаяся осмотром олимпийских объектов. Местные власти перекрыли центральные улицы, чтобы гарантировать свободное передвижение транспорта, временно прекратили грязное производство, чтобы улучшить качество воздуха, покрасили ярко-зеленым цветом траву вдоль основных магистралей. Приятно иметь более зеленый, более чистый, более эффективный город, но местные жители готовятся к огромным пробкам, перебоям с электроэнергией и другим неудобствам.

Попытки избежать скандалов

Компаниям, которые хотят использовать Пекинскую Олимпиаду для укрепления своей репутации или выхода на быстро развивающийся потребительский рынок Китая, придется дорого заплатить за корпоративное спонсорство, права на телестрансляции, возможность получить прибыль от маркетинга и лицензирования. Правительство Китая проводит лотерею, чтобы покрыть часть многомиллиардного строительного бюджета, но оно предполагает, что 80% организационного бюджета в 1,6 млрд. долларов финансируют частные компании. Это будет в четыре раза больше, чем 320 млн., заработанных Олимпиадой 2000 г. в Сиднее. По сообщениям китайских СМИ, страна рассчитывает в лучшем случае извлечь очень незначительную прибыль.

Для Международного олимпийского комитета и Китая, которые ведут борьбу с коррупцией, очень важно избежать скандалов. Олимпиада станет также важным проверкой того, насколько твердо Китай выполняет требования Всемирной Торговой Организации, в которую страна вступила в декабре. Как член глобальной торговой организации, Китай согласился понизить тарифы и устранить другие торговые барьеры, усовершенствовать правовую систему, принять дополнительные меры по защите прав интеллектуальной собственности.

Китайские власти заверили американо-китайский Деловой Совет в том, что процесс подачи заявок на реализацию олимпийских контрактов "будет прозрачным и будет проводиться в соответствии с международными стандартами".

Джефф Джексон, региональный директор по Азии Американского агентства по торговле и развитию, считает, что, скорее всего, Китай отдаст предпочтение иностранным компаниям, которые будут создавать совместные предприятия и пользоваться местной продукцией и местными услугами.

Агентство по торговле и развитию выделяет гранты, чтобы развивающиеся страны получили возможность пользоваться техническим опытом США в области реализации крупных инфраструктурных проектов. Джексон сказал, что его агентство и другие организации, например, американские министерства энергетики и торговли, ищут способы обеспечить американским компаниям преимущество в Китае.

Одна из возможностей - помочь Китаю приобрести американский опыт в сфере проектного менеджмента у местных правительств и компаний, участвовавших в проведении олимпийских игр. Знания можно извлечь самые разные: от рекордных прибылей Питер Уэберрота на Олимпиаде в Лос-Анжелесе 1984 г. (232 млн. долларов), до теракта в Атланте в 1996 г. и коррупционного скандала, который чуть не утопил Игры в Солт-Лейк-Сити.

Китай не только украшает столицу, но и реализует программу лесовозобновления, которая должна замедлить расширение расположенных неподалеку пустынь и снизить количество пылевых бурь. "DriWater", небольшая фирма из Калифорнии, предложила Китаю интересный метод борьбы с нехваткой воды. Компания смешивает воду и растительную смолу в гелеобразную субстанцию, которую можно хранить в контейнерах, разрушаемых микроорганизмами. Если контейнеры закопать в землю, они могут служить источником воды в течение трех месяцев.

Вице-президент "DriWater" Кент Корли сказал, что его компания надеется принять участие в озеленении Пекина. В прошлом году "DriWater" послала в Китай 200 000 литров своей продукции, а также организовала показательные проекты по лесовозобновлению в шести провинциях северного Китая. Чтобы снизить уровень издержек, компания создала совместное производственное предприятие под Пекином, которое скоро начнет работу.

"Китайцы знакомы с этой технологией, - сказал Корли. - Они понимают ее и хотят ей пользоваться. Одной из главных проблем всегда является цена. Нам просто нужно добиться больших масштабов".

Источник: Los Angeles Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru