Статьи по дате

Die Welt | 21 февраля 2003 г.

Почему властитель не носит очки

Дитрих Александер

Он повелел вести свою родословную от пророка Магомета, он не рискует появляться на улицах, он ? главный герой ежедневных телевизионных мыльных опер. Культ иракского диктатора Саддама Хусейна приносит странные плоды

Новой мыльной опере на иракском телевидении не хватает не только драматизма. Ей не хватает также содержательности, она нуждается даже в действии, поэтому ее рейтинг не настолько высок. Особые времена, говорят телепродюсеры в Багдаде, требуют особых средств. И иракское государственное телевидение каждый вечер часами показывает, как иракский президент Саддам Хусейн советуется со своим сыном Кусеем и своими генералами.

Но даже если выключаешь телевизор или при помощи спутниковой антенны, для большинства недоступной и даже запрещенной (ее имеют только высокопоставленные приверженцы режима), пытаешься посмотреть передачи на другие темы, избежать этой мыльной оперы все равно не удается. Сюрреалистический спектакль в то же самое время идет по радио, но, даже если проигнорировать и это средство массовой информации, тебе не удастся лишиться удовольствия. Ведь на следующий день основное содержание вчерашней серии появится в официальных газетах.

То, что каждый вечер демонстрируют на экранах в прайм-тайм, представляет собой таинственный церемониал: ежедневный отчет одетых в форму робких подчиненных перед верховным начальником, который не хочет знать правду и который готов лишить головы принесшего плохие вести.

Ни один из высших офицеров не может и помыслить о том, чтобы намекнуть господину, восседающему с кубинской сигарой во главе огромного стола, на нехватку воинского контингента, недостаточную боеготовность военной машины или на моральное разложение в войсках. Там, перед телекамерами и микрофонами, царит уверенный в победе консенсус.

Иракский народ получает от своего руководителя только одно заверение: "Я пока что все держу в своих руках". Саддам Хусейн хочет выглядеть хладнокровным, а сейчас ? особенно хладнокровным, однако все чаще его выступления вызывают беспокойство. Он говорит о стабильности и суверенитете, иногда шутит, после чего в зале раздается обязательный смех. Офицеры выглядят усталыми, собственно, как и весь иракский народ.

Диктатор живет в мире иллюзий. Годами окруженный робкими и угодливыми придворными и информаторами, Саддам Хусейн отрезан от правды жизни, и уже долгое время его ожидания далеки от реальности. Эту оценку разделяет греческий министр иностранных дел и председатель совета ЕС Георгиос Папандреу, который официально заявил об своем опасении, что Саддам Хусейн не осознает "всю меру опасности, угрожающей его стране".

Диктатор давно не показывается на улицах. Его беспокойная жизнь проходит за стенами огромных и роскошных дворцов, которые он велел выстроить по всей стране. Судя по всему, организация и реализация их строительства настолько захватили его физически и финансово, что он за последние 15 лет не построил в Багдаде ни одной новой больницы.

Саддам Хусейн ? это одинокий человек со склонностью к аутизму, чья власть основана не на симпатиях, а, по существу, на трех столпах: страхе, терроре, культе личности. Он никогда открыто не демонстрирует слабость и позирует только в воинственной манере - с оружием в руках. Как близкий народу, любящий отец страны, он красит седину в черный цвет и избегает показываться перед беспристрастными объективами телекамер в движении, потому что слегка прихрамывает из-за проблем с позвоночником. Это понятно - хромой руководитель смотрится не слишком хорошо. Для чтения ему нужны очки, однако ни на фотографиях, ни на телеэкране в очках его не показывают. Но ретушированию подвергается не только его внешность. Сын крестьянина из деревни Аль-Оджа, лежащей на востоке от Текрита (северная часть Центрального Ирака), поручил генеалогам составить ему родословное дерево, корни которого восходят к пророку Магомету.

Культ личности Саддама Хусейна приносит странные плоды. В Багдаде он уже достиг потрясающего расцвета. Кабинеты иногда украшает по 4-5 изображений 65-летнего Саддама, в каждом общественном учреждении висит его портрет. На улицах властителя изображают то как крестьянина, убирающего урожай, то в одеждах бедуина, то как рантье в котелке. На брелках для ключей, заколках, игральных картах и наручных часах ? везде лицо Саддама ? это популярные объекты для охотников за сувенирами и по-собачьи преданных соратников.

Поступки Саддама Хусейна определяются фанатизмом и безграничным тщеславием. Он видит себя всеарабским руководителем в ряду известных исламских властителей - как Саладин и Гарун аль-Рашид, которые победили иноземных захватчиков и внесли весомый вклад в арабо-исламскую культуру.

Он хочет восхищения и почитания, поэтому он сказал своему личному биографу, что его интересует не то, как о нем думают его современники, а только то, что будут говорить о нем через пятьсот лет. Его истинную величину оценят будущие поколения. Но они, скорее всего, просто отметят существование в Багдаде на границе тысячелетий страдающего паранойей тирана, который погубил свой народ.

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru