Статьи по дате

Libération | 21 февраля 2005 г.

Збигнев Бжезинский: "США поняли, что они не всесильны"

Паскаль Рише

Збигнев Бжезинский, родившийся в Варшаве в 1928 году, является одним из ведущих американских геостратегов. Бывший советник президента-демократа Джимми Картера по национальной безопасности, он работает сегодня в Центре стратегических и международных исследований. Его перу принадлежит много книг, посвященных роли США в мире, в том числе "Большая шахматная доска" и "Истинный выбор".

- Можно ли считать визиты Кондолизы Райс в Париж и Джорджа Буша в Брюссель поворотом в трансатлантических отношениях?

- Я не думаю, что речь идет о повороте: это лишь попытка сгладить антагонизмы и взаимные подозрения, развившиеся за последние три года. Предстоит еще долгий путь, чтобы прийти к искреннему совпадению стратегических взглядов.

- В американской внешней политике нет изменений?

- Я констатирую изменение в стиле, которое может стать изменением и в содержании. Это потребует очень серьезных усилий с обеих сторон. Для этого нужно обсудить всю совокупность стратегических проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, сформулировать общие решения и разделить издержки, связанные с выполнением этих решений.

- Не создалось ли у вас впечатления, что администрация Буша, столкнувшись с трудностями, осознала, что ей легче действовать в согласии со своими союзниками?

- Факты заставили некоторых членов американской администрации пересмотреть ряд установок. Постепенно они пришли к признанию существенной разницы между "доминированием" и "всесилием". США доминируют в мире, но они, конечно, не всесильны. К несчастью, некоторые члены администрации Буша в последние годы путали эти два понятия. Сегодня доверие к ним упало. Они еще присутствуют в Белом доме и министерстве обороны, но их стало меньше в высших эшелонах Госдепартамента, где Кондолиза Райс сформировала отличную команду, настроенную решительно и в то же время реалистично. Главный вопрос состоит в том, останется ли ее позиция той же, или изменится? Ответа на этот вопрос я не знаю. Ее предшественник Колин Пауэлл смог выбрать лишь одного из людей, работавшего непосредственно с ним в стратегических вопросах, - своего первого заместителя Ричарда Армитиджа. Остальные были либо неоконсерваторами, либо карьерными функционерами. В команде, набранной Райс, есть такие люди, как ее первый заместитель Роберт Зеллик, Дэниел Фрид, Николас Бернс и Филип Зеликов: все они являются специалистами по Европе.

- Как вы оценивается внешнюю политику Франции на протяжении последних трех лет?

- Она во многом способствовала расколу атлантического альянса. Не было необходимости проводить такую негативную политику и делать это так официально. Драматический раскол западного мира в значительной степени был вызван американским унилатерализмом, но это было также результатом отсутствия единой европейской позиции. Налицо была общая дисфункция: англичане, французы и немцы шли каждый в своем направлении. Англичане нашептывали на ухо Бушу умные советы, но публично поддерживали его на 100 процентов. Французы заявили о своей негативной позиции, поставив планку своего отказа очень высоко, но не сделали ничего, чтобы найти серьезную альтернативу американскому подходу - альтернативу, которая могла бы получить поддержку на общеевропейском уровне. Наконец, немцы позволили внутриполитическим лозунгам диктовать внешнюю политику страны. Чтобы преодолеть раскол, американцы должны понять, что они не могут рассчитывать на партнерство, предлагая европейцам разделить с ними издержки, но не принятие решений. Но нужно также, чтобы и европейцы поняли: партнерство не означает, что решения будут приниматься совместно, а бремя их выполнения ляжет на плечи США. Мы должны вместе выработать стратегию, но мы должны также вместе действовать ответственным образом.

- После своего переизбрания Джордж Буш часто произносит слова "Европейский союз". Открыл ли он для себя Европу?

- Видимо, кто-то ему это посоветовал. Всякий реалистичный американец должен признать, что Европейский союз становится реальностью и что в долгосрочном плане это отвечает интересам США. Но при этом в течение некоторого времени он не будет единым и слаженным организмом.

- Каковы главные препятствия на пути к примирению: Ирак? Иран? Китай? Конфликт на Ближнем Востоке?

- Главными препятствиями являются Иран и израильско-палестинский конфликт. По Ирану сближение возможно, но американцам и европейцам предстоит сделать для этого очень серьезное усилие. Трудность в том, что новая администрация Буша еще не выработала общей и компетентной политики в отношении всего Ближнего Востока. Что касается израильско-палестинского конфликта, то здесь европейские страны могут сыграть определенную роль, если они действительно готовы это сделать. К сожалению, на Ближнем Востоке всякая политика должна сопровождаться взятием на себя обязательства направлять туда людей и средства. Европейские страны не всегда готовы непосредственно вмешиваться, когда встает вопрос о деньгах или о людях.

- Европейский союз тратит много денег на этот регион, в частности на восстановление палестинских территорий...

- Он помог Палестинской администрации, но это лишь один из аспектов более широкой проблемы продвижения мирного процесса и соглашений, которых предстоит достичь. Все это будет стоить очень дорого.

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru