Статьи по дате

The Telegraph | 21 февраля 2005 г.

На чьей стороне Россия?

Кон Кафлин, Филип Шервелл и Том Партифф

Пронизывающе холодная атмосфера будет связана не только с погодой в Братиславе в четверг, когда президент Джордж Буш возобновит знакомство с президентом России Владимиром Путиным в заснеженной столице Словакии.

Главная цель европейского турне Буша - очаровать капризных лидеров Европы в попытке исцелить дипломатические раны, нанесенные иракской войной. Но хотя Буш проводит политику сближения с лидерами Европейского союза и НАТО, добродушие, по-видимому, закончится к моменту встречи с российским президентом, которая завершает саммит.

Постепенное разрушение альянса, который Вашингтон заключил с Кремлем сразу после 11 сентября, дошло почти до последней точки на прошлой неделе, когда Москва объявила о расширении сотрудничества с двумя самыми неподатливыми врагами Вашингтона. Сначала вызвала ярость Вашингтона, подтвердив, что намерена помочь Сирии модернизировать систему ПВО, продав ей ракетные системы ПВО ближнего радиуса действия "Стрелец". Об этом было объявлено через несколько дней после того, как Белый дом решил отозвать своего посла из Дамаска в знак протеста против причастности Сирии к убийству бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.

Затем Россия пошла на риск дипломатических осложнений, когда Москва заявила, что согласилась начать поставки ядерного топлива в Иран в рамках старого соглашения с Тегераном о помощи в строительстве атомной электростанции в Бушере. Вашингтон просил Москву воздержаться от поставок из-за опасений, что топливо могут использовать в секретной оружейной программе, над которой, по убеждению Америки, работает Иран.

Время, которое Россия выбрала для второго объявления, на Капитолийском холме сочли провокацией. Только накануне Иран заявил, что создает собственную ось зла с Дамаском для противостояния угрозе, которую представляют США и Израиль.

Россия поддержала Сирию и Иран в момент, когда Буш дал понять, что обе страны находятся в зоне внимания при настройке вашингтонских антенн на следующее десятилетие войны с терроризмом после успешного свержения режима Саддама Хусейна в Ираке.

На последней пресс-конференции перед отъездом в Европу Буш назвал Сирию и Иран дестабилизирующими силами на Ближнем Востоке. "Сирия стоит на пути прогресса на Ближнем Востоке", - заявил он.

Он воздержался от прямых обвинений Дамаска в убийстве Харири, но обвинил сирийский режим в укрывательстве известных террористов и поддержке мятежей в Ираке, поскольку она позволяет свободно пересекать свою границу с Ираком. Он также призвал Сирию прекратить 15-летнюю оккупацию Ливана.

Что касается Ирана, Буш прозрачно намекнул на то, что Вашингтон не станет препятствовать, если Израиль решит нанести превентивный удар по иранским ядерным объектам. "Израиль озабочен тем, производит ли Иран ядерное оружие, - сказал он. - Мы поддержим Израиль, если возникнет угроза его безопасности".

В четверг, когда Буш встретится с Путиным, Сирия и Иран займут важное место в повестке дня, хотя иранская тема беспокоит Белый дом больше всего. "Иран будет темой, на которую я потрачу с ним время, - заявил Буш в интервью одной из немецких газет. - Он имеет там влияние и согласен с нашими европейскими друзьями в том, что у Ирана не должно быть ядерного оружия".

Хотя американская администрация не делает тайны из своей озабоченности ядерной программой Ирана и поддержкой, которую оказывает мировому терроризму Сирия, Буш изо всех сил старается дипломатично говорить о перспективах своей 12-й встречи с российским лидером. "Между странами существует некоторое недоверие, но не на уровне руководства, - заявил Буш в интервью, опубликованном вчера в Telegraph. - Личные отношения очень важны, так как они помогают нашим правительствам лучше понимать друг друга".

Конечно, уровень понимания между двумя правительствами далек от личной дружбы, которая, как утверждает Буш, возникла между ним и Путиным, когда два лидера, при помощи Тони Блэра, выступившего в роли дипломатической свахи, впервые встретились в Словении летом 2001 года.

Эти двое на удивление быстро поладили. Буш посмотрел в глаза бывшего противника из КГБ и "понял суть его души". В какой-то момент Путин умело сыграл на религиозности Буша, показав нательный крестик, который дала ему мать и который он однажды потерял, а потом нашел. "Я почувствовал, что крест нас объединяет", - сказал Буш. В конце встречи Буш рассыпался в похвалах Путину, которого назвал "образцовым". Он был "замечательным и заслуживающим доверия" лидером, "который любит свою страну".

Перед той встречей многие ястребы в администрации Буша, включая вице-президента Дика Чейни, министра обороны Дональда Рамсфельда и советника по национальной безопасности Кондолизу Райс, скептично относились к убежденности Блэра в том, что российский президент - это "человек, с которым Запад может делать бизнес", как когда-то сказала Маргарет Тэтчер о Михаиле Горбачеве. Райс, которая была советологом в годы холодной войны, советовала Бушу остерегаться русских, приносящих дары.

Но встреча Буша с Путиным принесла плоды сразу после 11сентября, когда Москва активно поддержала декларации Вашингтона о войне с "Аль-Каидой" и международным терроризмом и даже послала в Вашингтон группу специалистов по Афганистану из бывшего КГБ, чтобы помочь в разработке плана по свержению "Талибана".

Конечно, компенсацией за российскую поддержку было то, что Вашингтон закрыл глаза на войну Москвы против чеченских сепаратистов, которую Путин продолжает и по сей день.

Напряженность между Москвой и Вашингтоном впервые возникла во время подготовки к войне в Ираке, когда Путин публично подвергал сомнению утверждения Вашингтона о том, что у Саддама имеются арсеналы оружия массового уничтожения и он представляет серьезную угрозу интересам Запада.

Отношения ухудшились еще больше из-за подозрений Москвы по поводу того, что она считала вмешательством Вашингтона в дела бывших советских республик. Напряженность достигла апогея в конце года, когда Москва обвинила Вашингтон в том, что он стоит за украинской "оранжевой революцией" которая привела к победе прозападного кандидата в президенты Виктора Ющенко над Виктором Януковичем, которого предпочитала Москва.

"После того, что произошло на Украине, Путин одержим мыслью, что Вашингтон плетет интриги в регионах, которые должны входить в сферу российского влияния, - говорит высокопоставленный американский источник. - Теперь он пытается нанести нам ответный удар, связавшись с Ираном и Сирией".

Вашингтон, в свою очередь, не делает тайны из своей озабоченности по поводу все более авторитарного стиля правления Путина, особенно по поводу его попыток ренационализировать нефтяную империю ЮКОС, созданную Михаилом Ходорковским, который томится в российской тюрьме по обвинениям в налоговых махинациях.

ЮКОС подал иск в суд по делам о банкротстве в Хьюстоне, и руководители компании заявили, что это их единственная возможность противостоять политически мотивированной кампании Кремля по ее разрушению. Решение суда ожидается во вторник.

Хотя Буш сохраняет дипломатичный тон по поводу недавних шагов России на Ближнем Востоке, многие влиятельные фигуры в Вашингтоне настаивают на том, чтобы Белый дом проводил теперь более жесткий курс с Москвой. "Русским нравится считать себя серьезными игроками на Ближнем Востоке, но страны, с которыми они играют, плохи, - заявила Даниэлла Плетка, вице-президент консервативного аналитического центра American Enterprise Institute, тесно связанного с ведущими фигурами в администрации Буша. - Русских, похоже, не волнует то, что Сирия - это террористическое государство, несущее ответственность за распространение запрещенных вооружений. Они полны решимости помогать Сирии, несмотря на то что сирийцы - опасные авантюристы".

Что касается Ирана, Буш отметит, что решение Путина выполнить давние обязательства Москвы по поставке Ирану ядерного топлива идут вразрез с дипломатическими усилиями остальной Европы, направленными на то, чтобы убедить иранцев прояснить свои ядерные намерения.

Хотя между Вашингтоном и так называемой "европейской тройкой" - Германией, Францией и Британией - существуют разногласия по поводу стратегии по Ирану, они хотя бы согласны в том, что Тегеран пока скупо выдает правду по поводу своих заявлений МАГАТЭ. "Американцы и европейцы убеждены в том, что Иран пытается создать оружие", - заявил высокопоставленный западный дипломат.

Пытаясь успокоить Буша, Путин на прошлой неделе выразил уверенность, что иранская ядерная программа осуществляется в мирных целях. После встречи с главой иранской службы безопасности Хасаном Рохани в Москве Путин отметил, что последние шаги Ирана убеждают Россию в том, что Иран не намерен производить ядерное оружие.

Ожидается, что в субботу Россия подпишет с Тегераном соглашение, открывающее путь для поставок ядерного топлива на построенный Россией реактор в Бушере. Если поставкам будет дан зеленый свет, надежды Буша на новую разрядку отношений с Москвой окажутся недолговечными. Опыт Кондолизы Райс времен холодной войны может пригодиться.

Источник: The Telegraph


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru