Die Welt | 21 февраля 2005 г.
"Путь в Европу - это тяжелая работа"
Катя Риддербуш
Комиссар ЕС Бенита Ферреро-Вальднер отказывает Украине во вступлении в ЕС
Два флага холодно и потерянно развеваются рядом на промозглом ветру в аэропорту Борисполь в Киеве: сине-желтый украинский и звездный - флаг Европейского союза. Вывешены они не ради визита комиссара ЕС по внешней политике Бениты Ферреро-Вальднер. Они символизируют ожидания страны, европейское видение будущего, которое придавало силу "оранжевой революции".
ЕС поддерживает перемены на Украине "Планом действий", который сегодня на встрече 25 министров иностранных дел должен обогатиться еще десятью пунктами. Этот план обещает улучшение торговых отношений между ЕС и Украиной, условий экспорта продукции металлургической и текстильной промышленности, а в дальнейшем - поддержку вступления Украины в ВТО. Будет облегчен процесс выдачи виз. Финансовая поддержка ЕС тоже должна возрасти: 88 млн евро в текущем и 100 млн в следующем году. С 2007 года помощь даже удвоится. Нет в этом плане лишь одного пункта, который с точки зрения Украины является наиболее существенным, - обязательства по приему Украины в ЕС. Нет даты. Лишь слово "вступление".
"Я понимаю энтузиазм украинцев, - говорит Ферреро-Вальднер, которая на один день прилетела в Киев, чтобы прорекламировать "План действий". - Но одновременно украинцы должны понять, что работать нужно не только языком". Путь в Европу - это большая работа, жесткая и болезненная.
Премьер-министр Юлия Тимошенко из-за внутриполитических проблем отказалась от встречи с комиссаром ЕС. Однако президент Виктор Ющенко нашел время для общения, которое сулит много денег и перспектив. Они встретились в "Доме химер", где на посетителей с крыши пристально смотрят сказочные каменные существа. Президент и комиссар здороваются, он крепко прижимает ее к себе - момент искренности. Они знакомы с тех пор, когда она была министром иностранных дел в Вене, а он - премьером в Киеве. "Австрия спасла мне жизнь", - говорит Ющенко. Когда он после попытки отравления лежал в венской больнице, она посещала его - одна, без прессы и без помпы.
Ющенко тоже подчеркивает, что "План действий" ЕС далеко не заходит: "Мы хотим большего, мы хотим перспективы. Ведь мы европейская страна". Ферреро-Вальднер возражает. Он, Ющенко, "хороший отец этого младенца, новой Украины". Но он должен признать: ребенок только что родился, а он уже пытается его женить.
В разговоре со следующим собеседником меньше символики и больше конкретики: министр экономики Сергей Терехин обрушивает на Ферреро-Вальднер поток упреков. В отличие от бюрократов из Брюсселя, говорит он, люди на Украине являются оптимистами. Он просит ЕС поддержать его страну в области энергетики, транспорта и охраны окружающей среды. Он подчеркивает, что Украина делает все возможное, чтобы реформировать экономику. Теперь дело за ЕС. Ферреро-Вальднер внимательно слушает министра и улыбается, теребя свои волосы. Потом она отвечает, четко выговаривая каждое слово. Она просит его все же сначала ознакомиться с "Планом действий", ведь там уже записано, что ЕС предлагает Украине сотрудничество в области энергетики и транспорта. Кроме того, добавляет она, на Украине еще не все сделано для борьбы с коррупцией.
Комиссар не смогла убедить украинцев. Но она понимает, что жалобы - это часть тактики: требовать по максимуму, чтобы получить максимум возможного. А под конец следует мягкое предупреждение, которое она делает с присущей ей элегантной остротой: "Хороший политик ставит вопросы только тогда, когда у него есть основания полагать, что он получит положительный ответ".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях