The New York Times | 21 февраля 2006 г.
Соляное озеро может совершить чудо с большой стиркой
Марк Лейси
Многие поколения людей, живущих в Кении рядом с этим необычным озером, приписывают его воде мистические свойства.
Холодное в одних местах и обжигающе горячее в других, озеро Богория может смыть множество недугов, от кожных болезней до стресса. Коз забивали и иногда забивают рядом с горячими родниками как жертву духам, живущим в тумане.
Не менее чудесное применение нашли недавно воде, соленой, как в море, и богатой микроорганизмами, которые редко встретишь в других районах мира. Несмотря на присущий ему первобытный дух, озеро Богория во многом является современным малоизвестным игроком, например, в индустрии моды и предметом правового спора с высоким ставками.
Потертые джинсы во многом обязаны своим видом и мягкостью озеру Богория, точнее говоря, ферменту, выделенному из обитающего там микроба. Другой фермент, выделенный из обитателей кенийских соляных озер, играет важную роль в распространенных моющих средствах, удаляющих пятна.
То, что компания, разработавшая коммерческое применение микробов, называет инновацией, власти Кении называют "биологическим пиратством". Развивающиеся страны хотят получать часть прибылей, приносимых их природными богатствами, будь то грибок, обнаруженный в навозе жирафа, антибиотик, обнаруженный в термитнике, или средство, подавляющее аппетит, полученное из кактуса.
Международная конвенция по биологическому разнообразию, родившаяся на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обязывает страны делиться прибылью, полученной за счет биологических ресурсов. Но сторонники утверждают, что конвенцию игнорируют.
"Там все бесплатно", - писал ученый Джей Макгаун в недавнем докладе "Африка. Тайны доступа и дележа прибыли", опубликованном Институтом Эдмондса и Африканским центром биологической безопасности. В озерах Богория и Накуру ученые брали образцы пластиковыми пакетами в 1992 году, до конвенции, которая вступила в силу в 2003-м. Они нашли "экстремофилов", выносливых микроорганизмов, живущих в наименее гостеприимных ландшафтах, и подвергли их множеству испытаний.
Компания Genencor International Inc. из Калифорнии приобрела образцы фермента, запатентовала их и клонировала в промышленных масштабах для текстильных компаний и производителей моющих средств.
Genencor, которая в 2005 году стала филиалом Danisco, говорит, что не совершила ничего уникального. Она получила образцы от компании в Нидерландах, которая участвовала в научной экспедиции Вильяма Гранта, английского микробиолога, изучавшего соленые и содовые озера Африки. Экспедиция, утверждает Genencor, получила все необходимые разрешения от кенийских властей; в ней участвовала биолог Кенийского университета Ванжиру Мватха.
Genencor не делает тайны из происхождения своих микробов. В отчете за 2000 год она хвасталась: "Чтобы найти ферменты, благоденствующие в щелочной среде, в которой вы стираете по субботам, ферменты, которые делают ваши джинсы мягче, мы искали их в содовых озерах Кении".
Кенийские власти в 1994 году узнали, что компания извлекает прибыль из материалов, полученных в озере, и с тех пор добивается компенсации. Они утверждают, что не давали разрешения на взятие и продажу микроорганизмов.
Д-р Мватха заявила в интервью, что получила от правительства разрешение на проведение исследования для диссертации на Богории и других озерах. Грант был получен ее научным руководителем, когда она училась в Британии. Но она ничего не знала о его связях с какой-либо компанией и не имела понятия, берутся ли образцы для коммерческого использования.
"Сама я никогда не имела дела с компаниями, - заявила Мватха. - Меня раздражает больше всего то, что, если они что-то брали из моих образцов, я должна об этом знать, не с финансовой, а с научной точки зрения".
Но власти интересует именно финансовый аспект. "Мы ведем дискуссии", - заявила Конни Майна, пресс-секретарь Kenya Wildlife Service. Компания Genencor добавила в заявлении: "Мы рады диалогу с кенийскими властями и надеемся на позитивное решение".
Genencor утверждает, что ферменты из кенийских озер не приносят больших денег, а компания подарила микробиологическому факультету Кенийского университета компьютер и оборудование для взятия образцов.
Кенийские власти полагают, что прибыли значительно больше, чем утверждает компания. И хотя Genencor настаивает, что один из ее главных партнеров, Procter & Gamble, не использовал кенийские ферменты в своих продуктах, кенийцы подозревают, что все иначе.
Впрочем, пока ситуация вокруг того, как микробы из Богории попали на рынок, остается мутной, как само озеро, которым по-прежнему гордятся кенийцы. Школьники часто ходят к озеру на экскурсии. "Это озеро используют, чтобы джинсы казались поношенными, - говорил учитель Бенсон Кириту семиклассникам на берегу озера. - Вы об этом не знали? И что вы об этом думаете?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях