La Stampa | 21 февраля 2007 г.
"Европа и Россия еще не были так далеки друг от друга"
Маурицио Молинари
"Российские угрозы в адрес Варшавы и Праги раскрывают наличие нарастающего напряжения между Москвой и Европейским союзом, которое может привести к росту разногласий". Именно так воспринимает Юджин Румер (Eugene Rumer), ведущий кремленолог из National Defence University Вашингтона, жесткую реакцию Владимира Путина на возможное размещение противоракетного щита США на территории этих двух восточноевропейских государств.
- Почему Россия угрожает нанести удар по территориям Польши и Чехословакии, если они разместят у себя пусковые установки ракет-перехватчиков?
- Не думаю, что причина в национальной безопасности России. Инфраструктуры, которые могут быть развернуты в этих странах, никоим образом не смогут ослабить российскую систему ПРО. Россия понимает, что это также не изменит стратегического равновесия сил в Европе. Причина, таким образом, чисто политическая, та же, что подтолкнула Путина выступить на Мюнхенской конференции с речью, выдержанной в очень жестких тонах.
- О чем же идет речь?
- Имеется двойственное объяснение изменения российского курса. С одной стороны, оно имеет отношение к внутренней политике, вернее, к предстоящим президентским выборам, которые пройдут в России в 2008 году: в преддверии этого события ни один политический или военный деятель в Москве не хочет показаться мягким в отношении Запада, и в наименьшей степени этого хотел бы Владимир Путин, который просчитывает варианты того, как он может разыграть свои карты в ближайшем будущем, и, естественно, не хочет, чтобы о нем вспоминали как о российском президенте, уступившем давлению со стороны НАТО и США.
- А вторая причина?
- Она связана с отношениями между Европейским союзом и Россией. Несмотря на то, что обе стороны обещают и говорят о сотрудничестве, нынешний кризис понятен всем: вопрос обеспечения энергетическим сырьем, а теперь еще и компоненты системы ПРО. Всего лишь несколько дней назад министр польского правительства назвал российско-германский проект создания нового нефтепровода по дну Балтийского моря - реализацией которого занимается бывший немецкий канцлер Шредер - новой версией нацистско-советского пакта Молотова-Риббентропа, поскольку он направлен на удушение Польши на этот раз при помощи энергетического оружия. Российские угрозы нанесения ракетных ударов лишь еще больше усиливают напряженность.
- Какими могут быть последствия в ближайшем будущем?
- Раскол в отношениях между Москвой и Европейским союзом. Россия положительно восприняла вступление бывших коммунистических стран в ЕС, поскольку полагала, что это будет способствовать сглаживанию исторической напряженности, являвшейся результатом советской оккупации. Но теперь все происходит наоборот: позиция стран Восточной Европы подталкивает Европейский союз к тому, чтобы относиться к России с большей подозрительностью. Свидетельством этому является полемика по поставкам газа, имевшая место в эти последние месяцы. И эта напряженность в отношениях с ЕС будет лишь усиливаться, вне зависимости от того, будут ли размещены компоненты американского космического щита или нет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях