InoPressa: тема дня | 21 февраля 2012 г.
Танки вместо инноваций
Обзор прессы
Из статьи Путина в "Российской газете" можно сделать вывод, что опять слишком мало российских денег будет направляться на реформирование экономики и слишком много - на раздутый военный аппарат, пишут СМИ. Общество должно дать оценку призывам Путина готовить Россию к войне с Западом, считают некоторые эксперты: "Это мнение крайне неуравновешенного человека".
"В страхе перед Западом: Путин обещает провести крупнейшее с окончания холодной войны наращивание вооруженных сил" - так озаглавлен комментарий The Christian Science Monitor к свежей статье Путина, опубликованной в "Российской газете". В этом мире "международное право рушится, Запад не стесняется вмешиваться в дела суверенных государств, а конкуренты могут вторгнуться в Россию с целью захвата ее богатейших природных ресурсов", пересказывает издания суждения Путина.
На взгляд российского эксперта Александра Гольца, премьер "не учел необходимость всеобъемлющих реформ российской оборонной промышленности", сообщает издание. Правда, Гольц нашел в статье "много разумных вещей": так, Путин впервые заявил, что цель - отказаться от воинской повинности и создать современную армию на добровольной основе.
Общество должно дать оценку призывам Путина готовить Россию к войне с Западом, считают некоторые эксперты. "Это мнение крайне неуравновешенного человека, который открыто заявляет, что против него и России весь мир и что мы должны от всех обороняться", - заметил обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр. По его мнению, план Путина не только неосуществим, но и параноидален.
Путин пообещал за ближайшие 10 лет увеличить оборонный бюджет почти вдвое, отмечает The Financial Times. "Он стремится улучшить свое реноме в глазах военных" накануне выборов, полагает журналист Чарльз Кловер.
Неясно, как будет финансироваться такое наращивание оборонки, поскольку оно накладывается на другие крупные траты - на социальную сферу и на инфраструктуру, заметил главный экономист московского отделения Deutsche Bank Ярослав Лиссоволик. "Возникает дилемма: сократить прочие статьи расходов или повысить эффективность бюджета в целом, если они это смогут", - сказал он.
Российские военные реагируют скептически, отмечает автор статьи. Неназванный консультант Минобороны советует отнестись к программе Путина "как к любому предвыборному обещанию, то есть подождать, будет ли оно вообще выполняться".
Эксперт Французского института международных исследований (IFRI) Жюльен Носетти в интервью Le Nouvel Observateur сказал, что Путин возвращается "к логике осажденной крепости, выступает за беспрецедентное перевооружение страны". Он признал, что идея конфронтации с Западом остается популярной в России: "Существует идея заговора вокруг событий на Ближнем Востоке, прежде всего в Иране. По мнению части населения, а также российского МИДа, все происходящее в мире является следствием заговора Госдепартамента США и израильских маневров. Путин понял это и оседлал антиамериканскую волну".
Носетти отметил, что Путин никогда не говорит о вопросах безопасности "уравновешенно и дипломатично" - он предпочитает воинственную риторику. Эксперт полагает, что последние заявления адресованы не только избирателям, но и международному сообществу.
Носетти назвал парадоксальным положение России в Сирии. "С одной стороны, пространство для маневра у Москвы очень невелико, с другой - заметны колебания России в этом вопросе. Политические события в Сирии застигли ее врасплох, и она с трудом приспосабливается к ситуации. Российская сторона застряла в традиционных, советских схемах, и ей сложно перенестись в 2011-2012 годы. Я плохо представляю, как Москве удастся выбраться из этого болота".
Владимир Путин снова обещает "сильную Россию" - за счет миллиардных инвестиций в ВПК, пишет Ханна Байтцер в Süddeutsche Zeitung. "Как будто не было прошедших пяти лет, - комментирует журналистка, - пяти лет, за которые мир пережил беспрецедентный финансовый кризис, с особенной силой поразивший Россию".
"Экономическая система, ориентированная только на сырье, изъеденная коррупцией и кумовством, в 2008 году развалилась, как карточный домик. Рубль рухнул в бездну, инвесторы разбежались с ненадежного развивающегося рынка, - описывает Байтцер. - По крайней мере, тогда руководству стало ясно: бомбы, танки, нефть и газ не делают из страны сверхдержаву. С тех пор президент Дмитрий Медведев, как мантру, повторял обещания реформ: экономика должна опираться на инновации, коррупцию необходимо усмирить". Но для этого, по всеобщему мнению, России нужны и политические реформы, и Запад с его деньгами, ноу-хау, его рынками.
"Между тем осенью 2011 года стало ясно: после президентских выборов в марте 2012 Дмитрий Медведев вернется во второй ряд, у руля снова встанет Владимир Путин. Из его статьи в "Российской газете" можно сделать вывод, что опять слишком мало государственных денег будет тратиться на инновации в экономике и слишком много - на раздутый военный аппарат", - пишет автор.
В победе Путина на мартовских выборах не сомневаются даже самые непримиримые критики. Однако, замечает журналистка, есть и такие россияне, которые выходят на демонстрации против Путина и "требуют именно тех реформ, которые в прошедшие годы обещал Дмитрий Медведев".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях