Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 21 января 2014 г.

Олимпийские угрозы Россия надеется "шапками закидать"?

Обзор прессы

Накануне Олимпиады радостное предвкушение праздника вытесняют тревожные новости: северокавказские исламисты ярятся в Сети, и неясно, жив ли их лидер, по Сочи якобы разгуливает террористка-смертница, США готовят корабли и самолеты для возможной эвакуации американцев. Россия привлекает в охране Игр 40 тысяч стражей порядка, но практически отказывается от помощи США, тревожатся СМИ. "Итак, на какой риск вы готовы пойти, чтобы узнать, выиграл ли финский лыжник олимпийскую медаль?"

"Иногда предолимпийская нервозность кажется искусственной: она больше походит на предостережение в адрес злоумышленников и оправдание многомиллиардных расходов на укрепление полиции", - пишет обозреватель The Los Angeles Times Билл Дуайр. Но сейчас, за три недели до открытия сочинской Олимпиады, следует признать: угроза терроризма на Олимпиаде - прискорбная, но неизбежная правда жизни.

Реальность подсказывает: 40 тыс. российских стражей порядка дислоцированы неподалеку не только для того, чтобы маршировать на парадах, пишет автор, напоминая о гибели израильтян в Мюнхене в 1972 году и взрыве в Атланте в 1996-м. Эти убийства были совершены террористами. Люди, чья цель - насилие, воспринимают Олимпийские игры как свой "домашний матч", говорится в статье.

Автор вспоминает о восторженной 10-летней австралийке Лилли, которую он встретил на сиднейской Олимпиаде. Ее семья еле наскребла денег, чтобы провести на Играх один день. Лилли сказала, что когда-нибудь сама будет участвовать в Олимпиаде. "Нельзя допускать, чтобы цели людей с нездоровой психикой превратили олимпийские мечты Лилли и ей подобных в олимпийское разочарование целого поколения", - говорится в публикации.

Пол Уайтфилд, автор другого материала в The Los Angeles Times, считает, что Олимпиада в Сочи вообще не стоит тех рисков, которые ее сопровождают.

Путин заявил, что власти сделают все возможное для предотвращения терактов на Играх. Между тем Россия и так уже потратила на Олимпиаду немыслимую сумму в 51 млрд долларов, говорится в заметке.

И для чего это все? Чтобы добрые люди всей Земли смогли посмотреть фигурное катание, соревнования по горным лыжам и сноуборду? "Извините, но это не стоит нового Мюнхена-1972 или Атланты-1996 - как и 51 млрд долларов", - считает автор.

Итак, на какой риск вы готовы пойти и сколько заплатить, чтобы узнать, выиграл ли финский лыжник свою четвертую олимпийскую медаль?

19 января на сайте исламской группировки "Вилайят Дагестан" размещено видео, где двое мужчин с автоматами в руках обещают преподнести Олимпиаде "подарок за кровь невинных мусульман, которая проливается во всем мире", пишет The Guardian. На этом фоне США официально выразили беспокойство по поводу низкого уровня обмена разведданными с российской стороной накануне Игр.

"США предложили полную поддержку российскому правительству", - заявил представитель Пентагона, но вероятность того, что Россия попросит о содействии, невелика, признают американцы.

Даже если предположить, что Доку Умаров действительно погиб, как заявил Рамзан Кадыров, неизвестно, насколько ему подчинялось террористическое движение, отмечают авторы статьи.

Взрывы в Волгограде показали возможности террористов, а "в последние дни поступали сообщения о том, что в Сочи разгуливает террористка-смертница: сотрудникам гостиниц раздали фотографии женщины в розовом платке", говорится в статье.

Как отмечает американский эксперт Марк Галеотти, для террористов устроить теракт на Олимпиаде - это такой же вопрос престижа, как для Путина - его не допустить. По его мнению, российские усилия по предотвращению терактов могут сработать просто в силу масштабности задействованных ресурсов: "Русские воспользовались своими преимуществами. Они прошлись с обысками по всем домам на Северном Кавказе. Это не очень аккуратно, но главное - заставить террористов тратить все время на то, чтобы избежать ареста или ликвидации, а значит, не дать им возможности устроить что-то на Олимпиаде".

По мнению российского журналиста Андрея Солдатова, такой тяжеловесный подход имеет свои недостатки: "Все надежды возлагаются на военный ответ, а сбор разведанных и работа с информаторами - слабые места".

По заявлению Майкла Морелла, замдиректора ЦРУ, обмен разведданными с Россией не осуществлялся. "Мне кажется, они, главным образом, не хотят признавать, что не полностью владеют ситуацией в регионе и что им может потребоваться помощь", - заявил он в эфире CBS.

"Несколько джихадистских форумов и панегирик видного судьи шариатского суда в "Твиттере", кажется, подтверждают, что Умаров действительно убит", - пишет в блоге журнала Foreign Policy журналистка Ханна Козловска, "но этого боевика и раньше многократно объявляли мертвым". Все это означает, что над сочинской Олимпиадой по-прежнему "витает большой вопросительный знак", пишет автор.

Рамзан Кадыров заявил: смерть Умарова означает, что мятежники будут слишком заняты поиском новых лидеров, а потому не сумеют осуществить атаки. Однако Симон Сараджян, специалист по региону из Гарвардского университета, говорит, что уверенность Кадырова, возможно, ошибочна. "Если инсургенты действительно готовили атаку к Олимпиаде, планы уже начали осуществляться - с Умаровым или без Умарова".

Сараджян также полагает, что Умаров в любом случае не принимал бы прямого участия в атаках: "По-моему, он сделался лидером-вдохновителем... "брендом" типа Усамы бен Ладена".

Марк Янгмен, автор блога Extremist Russia, выдвинул другую гипотезу: возможно, Кадыров хочет таким путем "обуздать поток негатива" по поводу сочинской Олимпиады, а свежие заявления исламистов - попытка вновь заострить внимание прессы на угрозах Сочи.

Путинская Россия - не первая диктатура, которой довелось бросить тень на Олимпийские игры. В 1936 году такой билет выпал нацистской Германии, в 1980-м - СССР, а в 2008-м - Китаю. "У меня только один вопрос: сколько еще подобных унижений нужно испытать, прежде чем мы покончим с этой порочной практикой?" - интересуется обозреватель The Washington Post Чарльз Лэйн, предлагая не больше и не меньше, как "покончить с Олимпиадами".

Французский аристократ Пьер де Кубертен хотел укрепить мир во всем мире, возродив древнегреческую традицию заключать перемирия на время спортивных состязаний. Больших результатов это не принесло: аполитичные Игры трижды подвергались бойкоту по политическим соображениям. Они также стали мишенью для экстремистов: в 1972 году палестинские террористы убили 11 израильских спортсменов в Мюнхене, а в 1996-м правый радикал Эрик Рудольф устроил теракт на Олимпиаде в Атланте. С тех пор праздник международной дружбы проходит под усиленной охраной военных, говорится в статье.

Автора также возмущает "погоня за деньгами", которая "заставляет атлетов улучшать показатели при помощи все более изощренных препаратов", и скандалы вокруг взяточничества членов МОК. "Олимпиада давно превратилась в корпоративное шоу, где продажа телевизионной рекламы важнее продвижения дружбы народов", - сетует он. При этом экономическая выгода для стран, принимающих Игры, эфемерна. Долг в 9 млрд долларов после проведения афинской Олимпиады-2004 - одна из причин плачевной экономической ситуации в Греции.

"Сторонники соревнований говорят об "олимпийском движении", словно Игры - это некая мятежная сила добра. Что нам действительно нужно, так это движение за их отмену", - заключает Лэйн.

Также по теме:

Косатки на зимней Олимпиаде: сочетание, на которое тяжело смотреть (The Los Angeles Times)



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru