Politico | 21 января 2015 г.
Вашингтон Путина
Люк О'Брайен
В Вашингтоне, в баре неподалеку от вокзала Юнион-Стейшен двое мужчин - американский конгрессмен и вице-мэр Петербурга - уперлись локтями в стол и сцепили руки, повествует Люк О'Брайен, старший корреспондент журнала Politico. Дело было в 1990-е, американца звали Дана Рорабахер, поясняет автор. Российские делегаты, прибывшие в США, пожелали встретиться с Рорабахером, бывшим спичрайтером Рональда Рейгана. Этот человек часто хвастался, что в 1988 году в Афганистане помог моджахедам выпустить ракету по позициям советских войск и попал под ответный огонь.
Компания в баре заспорила, кто выиграл холодную войну. Ответ решили установить путем поединка по армрестлингу.
Вскоре российский чиновник "самодовольно улыбался, прижимая руку американца к столу. Как-никак он имел черный пояс по дзюдо: всю жизнь швырял противников на землю. А еще он прослужил 16 лет в КГБ. В этот самый момент член Палаты представителей Дана Рорабахер впервые влюбился во Владимира Путина", - говорится в статье.
Автор утверждает, что и сегодня, спустя лет 20, Рорабахер испытывает слегка сентиментальные чувства к Путину. Рорабахер, ныне глава подкомитета Палаты представителей по делам Европы, Евразии и новых угроз, превратился из "закоренелого воина холодной войны" в "друга новоявленного, все более ворчливого русского медведя". По мнению О'Брайена, Рорабахер - самый надежный защитник точки зрения России в Конгрессе США.
Его позиция выглядит последовательной, если и не убедительной, в глазах вашингтонской аудитории, которая с сомнением относится к Путину, но не знает, что с ним делать, считает автор. Это похоже на доктрину разрядки Киссинджера.
Рорабахер признает, что у Путина "много недостатков", но считает, что США "не должны пытаться восстановить его против себя". "Мы годами минимизировали сферы сотрудничества и максимально наращивали усилия в плане начинаний, которые Россия может воспринять как воинственность", - добавляет конгрессмен.
Сейчас, в момент обострения напряженности, эскалации санкций и обвала на бирже в Москве, Рорабахер - возможно, лучший союзник Путина в Вашингтоне. "А может быть, единственный. Такое впечатление крепнет у Путина и его раскритикованного режима", - пишет автор. В дни обвала рубля в декабре глава МИД РФ Лавров заявил, что есть очень серьезные основания полагать, что США проводят стратегию на смену режима в России.
По мнению автора, если не считать Рорабахера, то единственные друзья России в сегодняшнем Вашингтоне - это действительно по большей части "полчище скользких и неэффективных пиарщиков и лоббистов, которые в последние годы охотно брали у России миллионы долларов на содействие улучшению ее имиджа". Согласно официальной отчетности, пиар-агентство Ketchum получило от Кремля более 60 млн долларов за последние 9 лет. "А за что? Сегодня к России относятся хуже, чем в 2006 году, когда был заключен контракт с Ketchum", - пишет О'Брайен.
Впрочем, чтобы быть эффективным, пиар должен в какой-то мере совпадать с реальностью. "Когда же страна применяет силу, чтобы заново предъявлять права на свои бывшие территории, душит инакомыслие внутри страны и ведет бизнес с коррумпированностью, достойной банановых республик, реальность не особо способствует успешному пиару. Один лоббист, работавший здесь на россиян (он пожелал остаться анонимным, боясь негативных последствий для карьеры) грубо сравнил свою роль с "попытками отполировать дерьмо", - говорится в статье.
В 2006 году пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков лично выбрал Ketchum для работы на саммите G-8 в Петербурге. Имидж России нуждался в очистке после того, как "Газпром" перекрыл поставки газа на Украину. Песков остался доволен работой агентства и подписал с ним контракт на деятельность по "содействию диалогу и отношениям между Российской Федерацией и представителями правительства и СМИ США".
Контракт приносил около 5 млн долларов в год. По словам неназванного бывшего топ-менеджера, Россия входила в "десятку важнейших клиентов" Ketchum. "Фирма привлекла частных консультантов, одному из которых выплатили более 850 тыс. долларов за пять с половиной лет, чтобы он обхаживал аналитические центры и искал долларовые инвестиции для России", - говорится в статье. Сотрудники Ketchum летали в Москву бизнес-классом и, наращивая расходы, организовывали публикации статей в крупных газетах, контакты с влиятельными людьми, а также создали сайт ModernRussia (ныне thinkRUSSIA).
За помощью в области лоббирования Ketchum обратилось к The Washington Group, которая начала апеллировать к конгрессменам и сотрудникам администрации Буша. "Вскоре Ketchum заполучило еще один прибыльный контракт, примерно на 250 тыс. долларов в месяц, с "Газпром-Экспортом", - сообщает автор.
Но столкновение культур уже ощущалось, замечает корреспондент: "Российские чиновники не могли понять, почему пиарщики не в состоянии просто подкупать журналистов или манипулировать ими". Они также не вняли мольбам агентства проявлять открытость при контактах с западными СМИ и Конгрессом США.
Когда в 2008 году Сергей Кисляк был назначен послом РФ в США, Ketchum составило для него план пиар-мероприятий. "Кисляк его полностью проигнорировал", - утверждает О'Брайен. Ketchum регулярно посылало в Кремль детальные планы работы, которые где-то зависали. "Это не редкость среди клиентов пиар-агентств. Просто в этом плане русские были еще хуже, чем другие", - говорится в статье.
В августе 2008 года, когда между Россией и Грузией началась война, сотрудники Ketchum обнаружили, что им вдруг пришлось пытаться организовывать интервью российских чиновников и добывать журналистам аккредитации в зоне боевых действий. Дело шло плохо. "Тем временем официальные лица Грузии безостановочно выходили в эфир, осуждая российскую агрессию. Их пиарщики обставили Ketchum", - говорится в статье.
Российское правительство тоже это признало. "В декабре 2008 года при встрече с Рорабахером и тогдашним конгрессменом Биллом Делахантом замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин признал, что Россия проиграла пиар-битву с Грузией", - пересказывает автор депешу, опубликованную на WikiLeaks. "Делахант сказал Карасину, что россияне должны эффективнее "обрабатывать [Капитолийский] холм". Точка зрения России не выражалась. Эта задача была возложена в основном на Делаханта и Рорабахера, которые стали одними из первых и самых ярых защитников России в конфликте за Южную Осетию. Однажды Рорабахер заявил, что услышал от неназванных источников в разведке, что боевые действия начала Грузия. То был один из ключевых тезисов Ketchum", - говорится в статье.
Некая российская газета написала, что высказывания Рорабахера - то, о чем лоббисты России в Вашингтоне могут только мечтать.
Газета была права сразу в нескольких отношениях. К тому моменту лоббисты The Washington Group фактически прекратили лоббирование. "Они ни черта не делали", - говорит бывший топ-менеджер Ketchum. По его словам, в конце 2008-го Ketchum прекратило сотрудничество с The Washington Group и привлекло взамен стороннюю юридическую фирму Alston&Bird, говорится в статье.
Другой спор возник с Clark&Weinstock, которую Ketchum наняло для лоббирования интересов "Газпрома". Управляющий партнер Clark&Weinstock Вим Вебер, экс-конгрессмен, говорит: "Газпром" не был ни с кем знаком. Так что мы просто их знакомили. Когда ты наладил отношения, можно расслабиться".
Но Ketchum ожидало большего и в 2010 году прервало отношения с Clark&Weinstock.
Современное лоббирование в Вашингтоне - многомиллиардный бизнес, продолжает О'Брайен. Но выяснить, кто лоббирует интересы иностранных организаций и с какими целями, нелегко, так как лоббисты обязаны открывать не очень много информации.
Если судить по информации, которую оглашают Ketchum и его лоббисты, то они делали очень мало, если учесть выплаченные им миллионы. Фирма Alston&Bird "на данный момент отчиталась только об одном случае апелляции к политикам - она связалась с ассистентами трех американских чиновников по поводу визита некого российского вице-премьера. В целом контракт, касавшийся России, принес фирме 1,5 млн долларов", - говорится в статье.
Фирма Venable, нанятая Ketchum для передачи ей работы с "Газпромом", с 1 ноября 2010 года до 30 апреля 2014 года "разослала семь электронных писем, провела четыре встречи, два раза звонила по телефону и провела две телеконференции", - говорится в статье. Ketchum выплатила Venable 1,1 млн долларов. Возможно, Venable и Alston&Bird заработали свои гонорары другими способами, но лоббизмом в Вашингтоне - по крайней мере, таким, за который они отчитываются перед Минюстом, - они не занимались.
В 2011 году член Палаты представителей Грегори Микс создал в Конгрессе США закрытое собрание членов партии - "кокус по экономическим отношениям США и России". Он заявил, что хочет добиться для России статуса, допускающего беспрепятственную торговлю с США.
Однако ценность этого кокуса неочевидна. Через несколько недель после его создания Россия вступила в ВТО. Пиарщики Ketchum, согласно оглашенной информации, связались с Миксом всего один раз, чтобы известить его о визите некого министра. Микс с ним встретился. "В любом случае, кокус был предлогом для встреч за рюмкой водки", - считает корреспондент.
В ноябре 2012 года Микс и конгрессмен Майкл Гримм, сопредседатель кокуса по делам России, распространили совместное заявление после того, как проголосовали за отмену поправки Джексона-Вэника. Но российская сторона негодовала, так как к отмене поправки было привязано принятие "Закона Магнитского".
Путин еще раньше начал "перезагружать "перезагрузку", - продолжает автор, упоминая о штрафах для демонстрантов, "наказании НКО, которые финансировались из-за рубежа", изгнании из России американского Агентства международного развития и запрете на усыновление российских детей американцами.
"Тем самым многие миллионы, потраченные на пиар, были выброшены на ветер", - говорит Майкл Макфол, в то время посол США в России.
"К тому моменту деятельность, о которой отчитывалось Ketchum, состояла в основном в рассылке пресс-релизов, обновлении информации на сайтах и созерцании притока российских денег на ее счета. Ketchum все еще зарабатывало на контракте с РФ около 3 млн долларов в год. Платежи по контракту с "Газпромом" возросли. Теперь они поступали через английскую компанию Diversified Energy Communications Ltd. С 1 декабря 2011 года по 30 мая 2014-го Ketchum получило за услуги "Газпрому" 17,3 млн долларов", - говорится в статье. Ketchum распространяло заявления и информационный бюллетень компании, размещало контент в социальных медиа и начало рассылать пресс-релизы КХЛ, президентом которой тогда был Александр Медведев.
В тот период Ketchum достигло одного крупного успеха в пиаре России - организовало публикацию статьи Путина в The New York Times 11 сентября 2013 года.
"В феврале 2014 года Россия вторглась на Украину и вскоре заняла Крымский полуостров. Теперь ее имиджу не могли помочь все хоккейные пресс-релизы на свете", - пишет автор.
Возвращаясь к Рорабахеру, автор предполагает: этот конгрессмен видит в Путине качества, которые напоминают ему его "начальника" - лидера, который после периода унижений возродил в нации чувство гордости.
Возможно, Россия скоро будет искать новых пиарщиков, замечает автор. Прошлым летом контракт Ketchum с "Газпромом" был разорван. Работа по контракту с РФ - "теперь почти что синекура", пишет О'Брайен. В недавнем заявлении для Politico Magazine агентство Ketchum написало: "Если учесть текущую геополитическую обстановку, это трудное время для продвижения экономического развития России, и в результате мы не планируем в США никакой деятельности".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях