Handelsblatt | 21 июля 2005 г.
Когда за строительство берется супруга мэра
Матиас Брюггманн
Москва удивительно быстро превращается в город небоскребов
Быстрее, выше, шире. Этот почти что олимпийский принцип взял на вооружение самый большой город Европы после того, как пробудившийся великан стряхнул с себя глубокий сон коммунизма. Где раньше магистрали обрамляли лишь отдельные темные рекламные щиты, сегодня светятся яркие неоновые вывески. Благодаря рекламе Prada, Bentley и Givenchy ночные бульвары сияют, как в ясный день. Торговые ряды освещают российскую столицу, словно крупный аэропорт. Из серой мышки на Москва-реке она превратилась в огромную сверкающую метрополию.
Быстрее. Со скоростью 180 км/ч по новому кольцу, окружающему центр, проносятся мотоциклы. Зато в течение дня здесь образуются многочасовые пробки. Если Владимир Путин спешит в Кремль на работу - с милицейским эскортом впереди и сзади и еще дюжиной машин в колонне - блокируются все улицы. Если все 27500 автомобилей, которым приходится ждать, пока проедет президент, выстроить в три ряда, пробка растянется на 46 км. Так прожигаются рабочие часы и бензин, когда 50 тысяч человек застревают в своих машинах, что, как пишет журнал "Коммерсант-власть", приносит России экономические убытки в размере 56 млн долларов.
Выше. Сейчас нигде на старом континенте стрелы башенных кранов не поворачиваются так быстро, как в Москве. Строительные фирмы нигде не возводят более впечатляющие небоскребы. Вот-вот хмурое московское небо пронзит 340-метровая башня "Федерация". Рядом уже растет 240-метровый стеклянный парус из стали и бетона - часть крупнейшего строительного проекта в Европе, комплекса "Москва-Сити", который займет 110 га и обойдется в 12 млрд долларов. В этих двух небоскребах - здесь их тоже называют башнями-близнецами - разместятся рестораны, элитная гостиница, квартиры, офисы и аквариум высотой в 20 метров. Позже к облакам устремится 398-метровая башня-игла "Россия". Собственно, первоначально она планировалась как 648-метровая и тем самым должна была занять первое место в мировом списке небоскребов, однако этажностью пришлось пожертвовать из-за угрозы террора. Но 264-метровый "Триумф-Палас" уже сегодня является самым высоким жилым домом в Европе.
Шире. Десятиполосные магистрали ведут в сердце многомиллионной метрополии - плюс полоса для руководства страны, закрытая для передвижения простых смертных. И, пожалуй, только в таком городе, как Москва, риэлтерские фирмы могут через всю широченную трассу протянуть растяжку: "Со следующего месяца квартиры подорожают". За московскими квадратными метрами съезжаются люди со всех концов гигантской империи.
Вдохновитель высотного строительства - мэр Москвы Юрий Лужков. И для него очень удобно, что его жена Елена Батурина, до сих пор единственная российская женщина- миллиардер, может воплотить его мечту о новой Москве в камне: она возглавляет один из самых больших строительных концернов страны. То, что при царях ни одно здание не могло подняться выше кремлевских башен, давно забыто.
Строительный бум питается наплывом сибирских нефтедолларов, но также и "черными" деньгами. В стране со среднемесячным доходом в 200 долларов цена за квадратный метр давно превысила 3500 долларов. Лес из небоскребов привлекает все больше людей со всех просторов империи, от Петербурга и Тихого океана. Официально в Москве проживает 11 млн человек, неофициально - 15 млн.
Дороже. Кроме того, по оценке риэлтерской компании Jones Lang LaSalle, количество людей, работающих в Москве, к 2010 году вырастет на четверть. Сильный спрос уже давно привел к резкому росту цен на недвижимость. Потребность, прежде всего в офисных помещениях, соответствующих международным стандартам, все еще высока: в российской столице имеется 3,5 млн кв.м офисных площадей, в Париже - 48,2 млн, а во Франкфурте -11,4 млн, сообщил недавно Михаэль Ланге, директор российского отделения Jones Lang LaSalle, на конференции по российской тематике, устроенной газетой Handelsblatt в Берлине. Меж тем иностранные инвесторы принимают активное участие в строительстве московского Манхэттена: западные риэлтерские фонды привлекает доход, превышающий 12%. И здесь Москва впереди всей Европы.
Зато понимание стиля и традиций развито слабо. Олигархи, чье состояние исчисляется миллиардами, дают волю своему плохому вкусу: дорические колонны соседствуют с коваными решетками, деревянные рамы заменяются блестящим бронированным стеклом, а фасады усадеб уродуются неоклассическими стеклянными дверями. "Они валят все в одну кучу, так как у них нет ни традиций, ни вкуса", - раздраженно говорит член общества по охране памятников Алексей Клименко.
После того как Сталин оставил глубокие шрамы на лице города, в столице грешит Лужков. Архитекторы напрасно пытаются препятствовать ему в сносе памятников архитектуры. Вместо исторических зданий часто возводится самый настоящий китч. На старую Москву можно взглянуть разве что на "Мосфильме": здесь стоят перекошенные жилые дома дореволюционного времени - но, к сожалению, это только деревянная кулиса самой большой киностудии Европы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях