The Boston Globe | 21 июля 2008 г.
Новый (и старый) план России
Редакция
Следующему президенту США придется иметь дело с богатой энергоресурсами Россией, почти не имеющей ничего общего ни с исчезнувшим Советским Союзом, ни с экономическим хаосом первых постсоветских лет. Россия, пусть под властью мафии - имеющих связи в Кремле воротил и ветеранов КГБ, кровно заинтересована в сотрудничестве с Западом. Но до сего дня ни Джон Маккейн, ни Барак Обама не уделили должного внимания России и ее представлениям о собственном месте в мире.
В минувший вторник президент Дмитрий Медведев огласил документ, в котором прописана новая внешнеполитическая стратегия России, и разъяснил эту стратегию в напутственной речи, адресованной российским дипломатам.
Между новой доктриной и предыдущим аналогом, который увидел свет восемь лет назад, есть существенные различия. Раньше усилия были направлены на демонтаж однополярного господства Америки, а новая стратегия предполагает "стратегическое партнерство" с Вашингтоном и констатирует, что Запад лишился "монополии в глобальных процессах" (Имя западного лидера, упустившего из рук все козыри, которые были ему вручены в начале нынешнего столетия, не называется.)
Однако в новой формулировке нашлось место и характерным ноткам обиды и самоуверенности. В доктрине выражены негодование односторонними действиями США и решимость определять многополярный миропорядок при регулирующем посредничестве ООН и международного законодательства. Политический гуру Медведева, бывший президент Владимир Путин, затрагивал те же вопросы, представляя собственную стратегию внешней политики в 2000 году.
И это сходство не случайно. На протяжении тех двух сроков, что Путин оставался у власти, внешняя политика была зарезервирована за президентом. Сегодня дело обстоит иначе. Теперь владыка внешней политики - не президент, а кабинет министров во главе с новым премьером - Путиным.
Может статься, что ошибки администрации Буша в отношениях с Россией исправить будет легче, чем некоторые другие грубые промахи нынешнего президента США. Поэтому Обаме и Маккейну пора бы приоткрыть свои взгляды на будущее американо-российских отношений. По ставшим настоящей головной болью вопросам безопасности (обеспечение сохранности ядерных арсеналов и сырья, нераспространение ядерного оружия, терроризм, энергетическая безопасность) Россия может выступать либо в роли ключевого партнера, либо в роли источника неприятностей.
Президент Буш без всякой нужды вызвал рецидив русской паранойи, поспешив признать независимость Косово еще до принятия соответствующей резолюции ООН или устраивающего обе стороны сербско-косовского договора. И Буш, и Клинтон нарушали данное России по окончании холодной войны обещание воздержаться от расширения НАТО в ее сторону. Кроме того, Буш настаивает на размещении в Восточной Европе системы ПРО - насквозь ущербной, но, тем не менее, пугающей Кремль.
Преемники Буша должны ослабить это недовольство со стороны Москвы. Тогда следующий президент сможет рассчитывать на обретение в лице России твердого сторонника в борьбе с терроризмом, в переходе к новой глобальной экономике в условиях отсутствия дешевых нефти и газа и в противодействии иранской ядерной программе. Такова должна быть стратегия Америки.
Также по теме:
У России новое обострение (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях