The Boston Globe | 21 июня 2002 г.
Российское тактическое ядерное оружие может попасть в руки террористов
Дэвид Филипов
Соглашение о сокращении вооружений, подписанное США и Россией на прошлой неделе в Москве, не избавило мир от самой страшной опасности эпохи террора: российское тактическое ядерное оружие, накопленное во время Холодной войны и исчисляющееся тысячами единиц, может попасть в плохие руки.
В настоящее время, по мнению военных экспертов и американского правительства, именно эти виды вооружений, хранящиеся на объектах плохо финансирующейся российской армии - ядерные боеголовки для ракет ближнего радиуса действия, авиабомбы, артиллерийские снаряды - создают наибольшую угрозу распространения оружия массового поражения
В России есть очень легкие ракеты, которые можно переносить вдвоем. При этом они несут заряд в 60 раз более мощный, чем заряд атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
"Это самое привлекательное для террористов ядерное оружие. Оно ценнее, чем ядерные материалы, его транспортировать легче, чем стратегические боеголовки", - сказал бывший сенатор США Сэм Нанн на прошедшей недавно в Москве пресс-конференции по предотвращению ядерного терроризма.
По неподтвержденным данным, организация Усамы бен Ладена уже пыталась купить российские боеголовки. Когда-то такие сюжеты существовали только в блокбастерах Тома Клэнси, таких как "Все страхи мира", но после 11 сентября их всерьез обсуждают эксперты по оружию.
"Тактическое ядерное оружие никогда не включалось в договоры по контролю над вооружениями, - заявил Нанн. - Мы можем лишь догадываться, сколько боеголовок находится в арсеналах".
"Официально все российское тактическое ядерное оружие находится в хранилищах, - сказал Юрий Федоров, специалист по российскому ядерному арсеналу в московском исследовательском ПИР-центре. - А на самом деле? К сожалению, российское военное руководство отказывается об этом говорить".
Наибольшие опасения вызывают устройства, которые можно переносить в относительно небольших контейнерах, т.н. "чемоданные бомбы" и "рюкзачные бомбы", созданные для российских "коммандос".
В феврале 2002 ЦРУ обнародовало аналитический доклад, в котором утверждалось, что российские системы безопасности "могут дать сбой в том случае, если хорошо осведомленный инсайдер поможет какой-нибудь преступной или террористической группировке".
Считается, что двенадцатая дивизия, занимающаяся охраной военных объектов, обеспечивается лучше, чем другие российские военные подразделения. Но даже офицеры этой дивизии зарабатывают всего 70-110 долларов в месяц. Бывшие офицеры говорят, что боевой дух войск ослаблен, что военнослужащие измучены.
"Фундаментальное несоответствие низких зарплат офицеров и невероятно ценных материалов, за которые они несут ответственность ? это кошмар для сотрудников сил безопасности", - говорит Джошуа Хэндлер, эксперт по российскому ядерному оружию в Принстонском университете.
По мнению Хэндлера, нет серьезных оснований утверждать, что оружие, находящееся на военных базах, плохо охраняется, или что российские военные потеряли над ним контроль. "У нас нет информации об этом, мы не знаем, как россияне решают эту проблему", - заметил он.
По мнению Павла Баева, российского военного эксперта в Международном институте проблем мира в Осло, наиболее серьезные проблемы могут возникнуть во время транспортировки или при хранении списанных боеголовок.
"В отличие от стратегических боеголовок, такие виды оружия, как артиллерийские снаряды или мины, за которые министерство обороны сейчас не несет ответственности, но которые вряд ли будут демонтированы полностью, очень удобны в пользовании, и даже после демонтажа их легко можно вернуть в боевое состояние", - подчеркнул Баев.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях