Статьи по дате

Frankfurter Rundschau | 21 июня 2006 г.

Украденный сын

Бернгард Хоннигфорт

Холодный вечер, а ветер такой, что они должны были придерживать салфетки и куски пирога в то время, как рассказывали свою историю за столиком кафе Pinguin в дрезденском зоопарке. К курткам нескольких женщин и мужчин за соседним столиком прикреплены небольшие искусственные цветы: незабудки - опознавательный знак родителей, дети которых пропали без вести. Леонора и Эбергард Чек из Дрездена потеряли своего ребенка уже очень давно. Эбергард рассказывает о первых днях после происшествия: "Сначала все было похоже на какую-то дыру. В холодильнике - детское питание, в шкафу - детские вещи. А ребенка нет".

Невероятная история началась 28 декабря 1984 года, в пятницу. В Дрездене была отвратительная погода, сыро и холодно. Шел снег с дождем. Леонора, 24-летняя студентка, поехала с мужем, 28-летним инженером, и маленьким сыном Феликсом в магазин в центре города. Феликсу было в то время 5 месяцев, он был единственным ребенком. Взрослые хотели просто пройтись по магазину. Они поставили коляску, в которой находился Феликс, в нишу под крышей, где уже располагались несколько колясок с малышами. Папа ребенка пристегнул коляску металлическим замком. В 16:10 родители отправились за покупками. На втором этаже они задержались в отделе бытовой техники, а через полчаса вернулись к коляске, ничего не купив.

Коляска стоит на том же месте. Только крыша немного сдвинута с места, и не видно светло-голубого костюмчика, в который в тот день был одет малыш. Они поднимают крышу коляски, но ребенка нет как нет. Другие дети - на своих местах.

Отец зовет охрану, и охрана в 16:45 извещает о случившемся полицию. Они осматривают все: площади, парки, старые дома. Они раздают фотографии малыша, патрулируют улицы, но все тщетно. Ребенок пропал. Полиция создает рабочую группу под названием Felix. К поискам привлекаются лучшие криминалисты ГДР, поскольку случай вопиющий: в ГДР дети не пропадают. Это могло случиться на капиталистическом Западе, но никак не в государстве рабочих и крестьян. Криминалисты кого только ни проверили - людей, совершавших когда-либо преступления на сексуальной почве, похитителей детей, а также матерей, родивших мертвых младенцев. Безрезультатно.

9 дней спустя, воскресенье, 6 января. Очень холодно, на улице минус 10 градусов. В районе Дрездена Нойштадт, недалеко от церкви Трех Волхвов, у одного из подъездов рабочий нашел коробку с отверстиями для воздуха. В коробке лежал тепло одетый маленький мальчик, даже ручки спрятаны в пеленки.

Странно, но этот мальчик был не Феликс. Но кто же тогда? В Дрездене больше никто не сообщал о пропаже ребенка со светлыми волосами, ростом 74 см и весом почти 9 кг. Полицейские дали мальчику фамилию Зоннтаг (воскресенье), Мартин Зоннтаг. Врачи обследовали малыша и пришли к выводу, что ему около года. На его теле были обнаружены следы медицинского вмешательства, шрамы от уколов, не типичные для ГДР. Кроме того, врачи установили: мальчик вообще не был привит. Они пытались заговорить с мальчиком, но он не реагировал. И только услышав русскую речь, он оживился.

Русский подкидыш? В то время в Дрездене были расквартированы военные из танковой дивизии Красной армии. Постепенно в умы криминалистов закралось страшное подозрение. А не подменили ли русские своего больного ребенка на здорового малыша Феликса? Когда криминалисты начали копать в этом направлении, они поняли, что идут по верному следу: всплыла свидетельница, которая прогуливалась 28 декабря около торгового центра в центре Дрездена. Ей в глаза бросилась 40-летняя женщина, одетая в старомодное пальто и странную вязаную шапку. Женщина склонилась над колясками. Одеждой она напоминала русскую.

Еще одно указание: на коробке, в которой лежал Мартин Зоннтаг, сохранилась наклейка с адресом. Посылка была доставлена в Дрезден на Магацинштрасе, а там располагалась торговая точка танковой дивизии. Платок, в который был завернут Мартин, был сделан из материала, который использовался в педиатрических отделениях больниц СССР. Еще один свидетель утверждал, что видел советский военный джип у подъезда того дома, где был найден Мартин.

Другие видели мужчину, который вез на тележке коробку. Полиция воссоздала со слов очевидцев внешность подозреваемого в сером пальто и фетровой шляпе. Все это привело к конкретному человеку: Ризадтину Султанову, главному бухгалтеру на предприятии государственной торговли Советской армии.

Для полиции Дрездена все стало ясно: Феликса обменяли и отправили в СССР. Все сходится. 6 января, за полчаса до того, как был найден Мартин Зоннтаг, Дрезден покинул поезд, направлявшийся в Советский Союз. К составу были прицеплены вагоны с советскими военнослужащими. Пограничники из ГДР не имели права в них входить.

Полиция Дрездена так и не смогла завершить дела. Шансы были равны нулю. Военнослужащий доблестной Красной армии просто не мог украсть маленького мальчика из ГДР. Генеральная прокуратура СССР на все просьбы об оказании правовой помощи отвечала категорически: причастность советского гражданина в этому делу не может быть установлена. В конце 1985 года полиция Дрездена сдала дело в архив.

"Тогда мы думали, что мальчик никогда не вернется, - рассказывает Эбергард Чек. - Нужно смириться с этим, иначе боль может испепелить изнутри". Эбергард и Леонора научились молчать. Они никому не рассказывали об украденном сыне. Даже своим детям, Фабиану, который родился в 1986 году, и его сестренке Наде, появившейся на свет в 1988. "Мы избегали разговоров на эту тему". Коллеги по работе, соседи, знакомые - никто не знал страшной тайны нашей семьи. Оба смирились, молчали, чтобы не дать горю разорвать их.

И только в 1998 году, через 9 лет после того, как произошло объединение Германии, в ночь перед Рождеством они рассказали своим детям о том, что где-то в России живет их старший брат. Три года спустя родители обратились в полицию с заявлением о пропаже ребенка. "Полицейские сначала ничего не могли понять, - рассказывает Элеонора. - Они думали, что ребенка у нас украли только что. А когда мы объяснили, что это случилось почти 17 лет назад, они вначале ничего не хотели предпринимать".

Однако в конце концов и полиция, и прокуратура взялись за дело. В 2003 году они отправили в Москву запрос. Русские оказали помощь, и в результате был найден Ризадтин Султанов. Он жил в Уфе, в Башкирии. Его допрашивали в течение трех часов, брали анализы на генетический тест. Однако не было найдено связи со следами в Дрездене. "Но мы продолжаем считать, что этот человек был замешан в похищении", - утверждает главный прокурор Дрездена Кристиан Авенариус.

Следователям из Дрездена этот случай не дает покоя, даже спустя 21 год. В данный момент они готовят запросы об оказании помощи в расследовании в адрес России и Белоруссии.

А подкидыш Мартин Зоннтаг оказался здоровым ребенком. Его вырастили приемные родители, и молодой человек живет сегодня в Саксонии. А Феликс? "Мы надеемся, - говорит Эбергард. - Когда-нибудь мы его увидим". Молодого россиянина, который появился на свет в Дрездене. Между ним и маленьким Феликсом лежит полжизни в целый мир. Здесь он будет чужим. Леонора понимает это: "Я все это неоднократно проигрывала у себя в голове, тысячу раз".

В июле президент России Владимир Путин прибывает в Германию, чтобы встретиться с канцлером Меркель в Штральзунде. В 1980-е годы Путин был агентом КГБ в Дрездене. "Он должен был знать обо всем этом, - говорит Леонора. - Он бы мог помочь".

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru