The Times | 21 июня 2006 г.
Тьма трудностей для участников G8
Бронуен Мэддокс
Намерена ли Россия вступить в ближний бой с самыми могущественными мировыми державами, выступая в качестве хозяина на саммите G8 в следующем месяце? Она утверждает обратное. "Плодотворные" и "значимые" переговоры - вот ее цель, заявляют официальные представители России. Один из них добавляет: "Мы берем на себя большую ответственность".
Тем не менее, чем ближе финальный акт, тем более провоцирующей по отношению к ЕС и США выглядит позиция России: ее дружеское расположение к Ирану и ее угрозы Украине.
Саммит в Санкт-Петербурге, который открывается 17 июля, будет первым случаем в истории, когда России возглавит собрание крупных индустриальных держав "большой восьмерки".
Членство России в клубе воспринимается противоречиво. Оно было предоставлено, когда США надеялись поддержать Россию на пути к демократии.
Эта попытка в значительной степени провалилась, однако никто не просит Россию покинуть клуб. Саммит в Санкт-Петербурге может обострить разногласия между Россией и остальными семью членами. Весьма вероятно, что Россия несколько пожертвует стремлением обеспечить "успех" встречи, лишь бы насладиться утверждением собственной власти.
Не будем забывать, что Россия может утверждать: нас достаточно провоцировали. Только на этой неделе прозвучало множество заявлений, сделанных в интересах "Запада в общем". Сегодня президент Буш прибывает в Австрию на саммит ЕС-США. Завтра он посетит Венгрию - частично для того, чтобы присутствовать на праздновании 50-летия венгерского восстания. Он не избежит критики. Антивоенные протесты будут сопутствовать ему на всем протяжении его маршрута, а президент Ласло Шойом планирует бросить ему вызов в разговоре на тему прав человека, пыток и ЦРУ.
Тем не менее его визит утвердит успех Европы в расширении границ на восток.
Этот год был плохим для российско-американских отношений, что, кажется, застало США врасплох. Если есть один фактор, который США недооценили, то это неиссякаемая скорбь России по утраченному влиянию, в частности на Украине.
Язык, который используют российские чиновники в отношении Украины, никак нельзя назвать смиренным. "Украина может пока расслабиться насчет поставок газа, поскольку сейчас лето, - сказал один их них на этой неделе, - но им следует позаботиться о том, чтобы их баки были наполнены, ведь зима рано или поздно настанет".
В ходе скандала в начале года, когда Россия перекрыла Украине газ в связи с разногласиями о ценах, Украина не была безупречна. Нельзя же было всерьез рассчитывать усидеть на двух стульях: бравировать своей растущей независимостью от России после "оранжевой революции" 2004 года и одновременно наслаждаться предельно дешевыми газовыми поставками.
Но внезапность решения России - и ее удивление возмущенной реакцией Европы и США - демонстрируют глубину ее озабоченности и уязвимости.
Агрессивность России должна была придать сил тем украинцам, которые хотят дистанцироваться от России, однако чаяния России частично сбываются: "оранжевая революция" становится все грязнее. Вчера украинская Рада снова собралась, чтобы попытаться выйти из тупика в формировании коалиции после неопределенных парламентских выборов в марте.
В том, что касается Ирана, Россия сохраняет большее хладнокровие, но ведет себя не менее провокационно. "Мы, вероятно, наиболее близки Ирану из всех стран, пытающихся убедить иранское правительство отказаться от ядерных амбиций", - сказал один из российских государственных чиновников. На практике это означает, что Россия не пойдет на принятие каких-либо санкций против Ирана, связанных с угрозами, только "адресные меры", такие как отмена дипломатических визитов.
Задача убеждения Ирана в том, что он выиграет больше, чем потеряет, если приостановит ядерные работы, - это та работа, которую Россия предпочитает предоставить остальным членам G8.
Возможно, в Санкт-Петербурге они смогут ограничиться разговорами об экологии и обойти эти разногласия стороной, хотя маловероятно. И все же это не повод для отчаяния - разве что для тех американских стратегов, которые полагали, что для перехода России к открытой демократии достаточно просто указать ей путь.
В некотором смысле отношения с Россией поразительно хороши, учитывая скорость, с которой ее бывшие государства-сателлиты вступают в ЕС. Правительство России проявило себя как неудобное (для США), но рациональное, учитывая их собственную глубокую озабоченность.
Возможно, это наилучшие аспекты в ожиданиях "восьмерки".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях