Статьи по дате

Kurier | 21 июня 2007 г.

Золотой глаз в Хёршинге

Вильгельм Тойретсбахер

О том, как российская военная разведка из своей венской резидентуры охотилась за самым современным в мире боевым вертолетом

В фильме 1995 года, который назывался "Золотой глаз", перед Джеймсом Бондом была поставлена задача украсть первый экземпляр боевого вертолета "Тигр", самую современную в мире машину подобного рода. В реальной жизни речь идет не о сенсационной краже, а о создании копии вертолета - однако для этого необходима конструкторская документация. Добыть ее, похоже, хотя бы частично удалось.

Ведь после последовавшего на прошлой неделе ареста предполагаемого важного российского агента Владимира Вожжова и 51-летнего вице-лейтенанта австрийской армии из Лаакирхена - по этому поводу в Kurier был опубликован эксклюзивный материал - перед глазами прокуроров Зальцбурга и Вены предстала классическая операция, как ее описывают в учебниках.

Поклонник автомотоспорта

Главное действующее лицо - это 51-летний вице-лейтенант Харальд С. из 3-го военно-воздушного полка в Линц-Хёршинге - заядлый поклонник автомотоспорта, питающий пристрастие к знаменитостям. Главное событие в его жизни, восторженно поведал он как-то раз своим друзьям, случилось, когда ему еще маленьким мальчиком довелось сделать несколько кругов на машине с его кумиром, гонщиком Йохеном Риндтом, который затем даже пригласил его на выставку автомобилей в Вене.

Следующим заметным современником и одновременно второй центральной фигурой в описываемом нами деле является Владимир Вожжов из российского космического агентства "Роскосмос". Вожжов представлял Россию на Всемирной неделе космоса 2000 года. В международной организации по унификации частного права UNIDROIT он делал доклад о последствиях передачи технических знаний и достижений. В институте ООН по разоружению он излагал представления России о безопасности в космосе.

Вице-лейтенант С. познакомился с Вожжовым в 1995 году - как раз в год выхода на экраны фильма про Джеймса Бонда - на авиашоу. Их встреча была похожа на типичную вербовку: сначала взаимный обмен любезностями, затем - пара дружеских услуг, например, русский приобрел у вице-лейтенанта несколько двигателей. Ведь в свое свободное время тот выступал представителем по продаже моторов одной немецкой фирмы. Скудной зарплаты офицера на дорогостоящее хобби ему не хватало.

Это была неравная пара: высокопоставленный дипломат с одной стороны, с другой - "маленький вице-лейтенант", не имевший доступа к государственным тайнам. Однако деятельный унтер-офицер был знаком с коллегами-инженерами со всей Европы. Вскоре последовали первые просьбы, например, раздобыть бутылочку трансмиссионного масла для "Тигра" из Германии - а также немного охлаждающей жидкости. Конечно, унтер-офицер был знаком с немецким коллегой из Eurocopter, где делались "Тигры". Тот выполнил заказ, будучи поначалу убежден, что эти вещи необходимы австрийскому коллеге для его личных нужд.

И хотя в отношении обоих действует презумпция невиновности - но то, что происходило впоследствии, следственные органы расценивают как шпионаж. Потому что русский вдруг захотел получить чертежи "Тигра" и заплатил за них, и так - в течение многих лет. При аресте в Зальцбурге при нем был обнаружен конверт с деньгами, сумма выражалась четырехзначным числом.

Наконец, германское Ведомство по охране конституции арестовало техника из Eurocopter и заманило Вожжова в Зальцбург. На главном вокзале наручники защелкнулись. Спутнице предполагаемого агента, российскому адвокату, было позволено вернуться домой.

Следователи исходят из того, что Вожжов - это важный агент российской военной разведки ГРУ. Федеральная прокуратура Карлсруэ (Германия) требует его незамедлительной выдачи. Однако сначала должно быть завершено следствие в Австрии. Ведь есть подозрения, что у русского в Австрии были и другие помощники, которые прикрывали его действия и передвижения.

Источник: Kurier


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru