Статьи по дате

La Vanguardia | 21 мая 2001 г.

Скрытый либерализм Путина

Евгений Ясин

Когда Владимира Путина избрали президентом России, люди надеялись на формирование сильного правительства - чего хотели многие россияне и боялись почти все иностранцы. В политическом отношении этого добиться удалось. Тем не менее, в экономическом плане Путин оказался скрытым реформатором, страстно стремящимся к достижению консенсуса. Можно сказать, что его осторожность оказалась более продуктивной, чем кто-либо мог ожидать.

Когда он назначил Германа Грефа (реформатора из родного для Путина Санкт-Петербурга) министром экономического развития, он поручил ему разработать долгосрочную стратегию развития экономики. Учитывая репутацию Грефа, Путин знал, что любая подготовленная им программа будет основана на либеральных принципах. Но когда через полгода она была готова, правительство одобрило лишь ту ее часть, в которой шла речь о развитии страны в ближайшие полтора года, а не долгосрочную стратегию. Кроме того, из нее были исключены все меры, касающиеся реформирования государства. Казалось, что поддержка Грефа со стороны президента уменьшается. После того, как усилились критические голоса, Путин поручил губернатору Хабаровского края Ишаеву подготовить другую стратегию. План Ишаева оказался значительно более консервативным, и Грефу было поручено внести в свою программу позитивные элементы из этого плана.

То, что произошло дальше, было удивительным. В программу Грефа были внесены очень незначительные изменения, однако она получила широкую поддержку со стороны президента. Общественность одобрила эту так называемую согласованность усилий. Обратившись к Ишаеву, Путин создал впечатление консенсуса, однако в действительности он показал, что нет достойной экономической альтернативы либеральному курсу. Этот пример отражает стиль правления Путина. Он не идет напролом; перед принятием решения он выслушивает различные точки зрения и ждет, пока схлынут эмоции. Программа Грефа тоже является показательной для стиля работы президента: модернизация сверху, при которой ее инициатором является правительство, уравновешивается модернизацией снизу, основанной на частной инициативе.

В программе преобладают либеральные идеи: укрепление и защита прав собственности, уменьшение государственного регулирования и создание условий для конкуренции. Программа Грефа предполагает появление настоящей частной собственности на землю. Уменьшение государственного регулирования облегчит жизнь вновь создаваемым компаниям, сокращая число инспекций и требований, предъявляемых для получения лицензии, а также других условий (которые, помимо прочего, создают благоприятную почву для вымогательства). Для усиления конкуренции предполагается сделать упор на антимонопольную политику и сокращение государственных субсидий.

Тем не менее, Путин не стал последователем Милтона Фридмана или Маргарет Тэтчер. Он считает, что государство может сыграть важную роль в деле достижения экономического роста, оживления ключевых отраслей промышленности и регулирования деятельности естественных монополий. Но даже в этом случае тэтчеровские идеи о более прозрачных налоговых структурах и централизованном контроле над расходами занимают важное место в его повестке дня. Серьезное внимание уделяется включению в национальный бюджет расходов, которые санкционированы федеральным парламентом, но оплачиваются регионами. Это, несомненно, приведет к тому, что участие регионов в расходах, оплачиваемых Москвой, увеличится, однако, если какие-то расходы не удастся покрыть из федеральных фондов, их бремя не будет переложено на регионы.

Что перекладывается на плечи регионов, так это ответственность за решение многих социальных проблем, включая проблему низкой заработной платы. Огромные субсидии выделяются из федерального бюджета на социальную сферу. Они идут на установление более низких тарифов на электроэнергию, отопление, газ и железнодорожный транспорт. Эти субсидии должны пойти также на повышение зарплаты и пенсии. Если будет осуществлен план Грефа, то к 2005 году 40% самых бедных россиян получат 85% социальной помощи - по сравнению с жалкими 36,2% в 1999 году.

Предполагается, что коммерческие инвестиции будут столь же значительными, как и социальные; ожидается, что в ближайшие 10 лет средний рост ВВП составит 5%. Предполагается также, что в этот период сбережения правительства составят 30% ВВП. Это - амбициозная цель. Однако, уменьшив бегство капиталов, необходимо также иметь в своем распоряжении более значительное число источников для внутренних инвестиций. Это позволило бы России сократить свое отставание от других стран.

Ожидаются также важные перемены в платежном балансе: импорт возрастет в 2 раза, а положительное сальдо снизится до 35 млрд. долларов в 2004 году. Баланс текущих счетов снизится до 15 млрд. долларов в 2004 году и до 5 млрд. долларов в 2010 году. Часть этой суммы покроют доходы от возрастающего экспорта услуг и, главным образом, приток капиталов.

Что делает бюджет Грефа уникальным среди российских бюджетов, принимавшихся с 1991 года, так это реализм. Предлагаемые им меры не только необходимы, но и осуществимы. Конечно, многие сомневаются в том, что в обозримом будущем удастся сократить риски для инвесторов и тем самым сдержать утечку капиталов и даже повернуть процесс вспять. Тем не менее, от этого будет многое зависеть - и это прекрасно осознают как Греф, так и президент. Задача амбициозная, но ее нельзя назвать неосуществимой. Важно, чтобы для ее выполнения были выбраны правильные методы: это означает, что сверху вниз, начиная с Путина, все должны не только соблюдать законность, но и демонстрировать всем, что она соблюдается.

Источник: La Vanguardia


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru