Berliner Zeitung | 21 мая 2002 г.
Богатый урожай для ботаников гарантирован
Керстин Фиринг
В пограничной зоне между Перу и Эквадором Максимилиан Вайгенд из Свободного университета Берлина снова и снова открывает неизвестные виды растений
Ботаник, работающий в перуанских Андах, должен уметь гибко менять свои планы. Потому что иногда ливневые дожди приводят к сходу селя, который накрывает единственную дорогу в долине под Гереллем. Вместо того чтобы сутками ждать технику, лучше повернуть назад и отправится проводить исследования в другую область. "Наши планы часто зависят, скорее, от состояния дорог, чем от научных задач", - говорит Максимилиан Вайгенд из Института системной ботаники и географии растений Свободного университета Берлина. С 1997 года он вместе с коллегами снова и снова приезжает в пограничный регион между Перу и Эквадором, в так называемую зону Амотапе Хуанкабамба.
Меж тем он научился работать в условиях бездорожья. Иногда он даже извлекает из этого пользу: "Как раз незапланированные дороги часто ведут туда, где еще не ступала нога ни одного ученого. И там в большинстве случаев делаются удивительные открытия". Большой конкуренции при этом биолог не испытывает. Он может по пальцам перечислить ботаников, которые ходят в экспедиции в этот гористый пограничный регион. Область, которая простирается от побережья Тихого океана через горный хребет высотой 4000 метров к склонам восточных Анд, в значительной мере является белым пятном на ботанической карте мира.
Ботаники нашли там сокровищу видового многообразия. Вайгенд и его коллеги уже только в этом регионе открыли по пять новых разновидностей смородины и страстоцвета и, по меньшей мере, 15 неизвестных разновидностей крапивы. Другие группы растений, как горечавка или вереск, тоже сулят новые открытия.
Подводя итоги, Вайгенд нашел объяснение необычного разнообразия видов и одновременно опроверг старую теорию. Ведь до сих пор предполагалось, что по зоне Амотапе Хуанкабамба проходит граница между двумя "ареалами флоры". Так ботаники называют области, в которых растут совершенно разные растения - как во влажных северных и сухих центральных Андах. Карта показывает, что долина Рио Чамайя разрывает цепь Анд между обоими регионами. Поэтому напрашивается предположение, что многие виды растений не сумели преодолеть этот географический барьер.
Но растения крапивы, смородины и страстоцвета не укладываются в эту теорию. Большая часть их разновидностей произрастает на обеих сторонах долины. "Смена растительности в северных и центральных Андах происходит постепенно", - говорит Максимилиан Вайгенд. О границе не может быть и речи, полагает он.
Через зону Амотапе Хуанкабамба проходит полоса шириной от 500 до 800 километров, в которой климат в направлении с севера на юг становится все суше. Растения обеих климатических зон все еще находят подходящие для себя условия в этом коридоре. "Там сосуществуют различные условия для их обитания", - объясняет Вайгенд. Влаголюбивые растения севера растут, например, в охраняемых реликтовых лесах, растения, страдающие от избытка влаги, наоборот, на открытых горных склонах. В областях, где пересекаются два ареала флоры, очень часто встречается помногу разновидностей одних и тех же растений. В зоне Амотапе Хуанкабамба на единицу площади произрастает в 6 - 8 раз больше видов растений, чем в соседних областях Анд.
Множество маленьких климатических зон не является единственной причиной видового богатства. Очевидно, что в регионе возникло много новых биологических видов. Вайгенд называет эту область "родильной палатой для флоры Анд". В лесу площадью всего 200 гектаров ученые нашли пять неизвестных видов крапивы, которые больше нигде не растут.
В то время как в зоне Амотапе Хуанкабамба развивались новые разновидности растений, здесь же сохранились и очень старые эволюционные линии, которые в других регионах уже давно вымерли. На краю зоны Вайгенд с коллегами открыл, например, наверное, самую древнюю разновидность крапивы. Поэтому ученый продолжает свое сравнение: "Регион - это не только родильная палата, но и дом престарелых для растений".
Между тем немец больше не является единственным, кто интересуется необычной областью в Андах, исследования там проводят и местные ученые. Сотрудничество с ними особенно важно для Вайгенда. Планируются совместные экспедиции, часть публикаций выходит на испанском языке. А собранный материал остается в музее в Лиме. Ведь он не преследует цель опустошить Анды и вывезти материалы за границу, говорит ботаник: "Это было бы новой разновидностью колониализма".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях