Los Angeles Times | 21 мая 2007 г.
Цель - быть надежным российским источником
Дэвид Холли
"Новая газета", которой помогает Горбачев, выживает как независимый голос
Одному из компьютеров на столе журналиста Вячеслава Измаилова больше 10 лет, по меркам высоких технологий это антиквариат. Но он отказывается расстаться с компьютером, за который заплатил Михаил Горбачев из денег, полученных в качестве Нобелевской премии мира 1990 года.
"Он устарел и не приносит большой практической пользы, но я никогда его не выброшу, - заявил Измаилов, военный аналитик яростно независимой "Новой газеты". - Это маленький памятник свободе слова и свободе прессы. И, конечно, Михаилу Горбачеву".
Когда "Новая газета" была создана в 1993 году с небольшой помощью последнего советского лидера, она быстро завоевала уважение за освещение таких тем, как коррупция и преступления российских военных в истерзанной войной Чечне. И нажила могущественных врагов.
Сегодня, когда российские СМИ все больше попадают под влияние Кремля, выходящая три раза в неделю "Новая газета", которая утверждает, что ее тираж почти 700 тыс., еще сильнее выделяется как одинокий бастион независимой критической журналистики.
"Новая газета" пытается рассказывать людям настоящую правду о ситуации в стране и о том, как управляют страной люди, сидящие в Кремле, - заявила Людмила Алексеева, председатель известной правозащитной организации Московская Хельсинкская группа. - Я верю им как никакой другой газете в России".
Горбачев недавно сказал, что помог газете начать, потому что знал и уважал журналистов, которые ее создали. Он остается святым покровителем издания. В прошлом году он объединился с политиком-миллиардером Александром Лебедевым, чтобы заплатить миллионы долларов и спасти газету в обмен на миноритарный пакет акций.
В недавнем докладе зарегистрированный в Нью-Йорке Комитет по защите журналистов назвал Россию в числе 10 стран, где в последние годы ситуация со свободой прессы ухудшилась больше всего. В качестве примера авторы доклада назвали новый закон, определяющий понятие экстремизма, которое включает в себя публичную клевету на людей, выполняющих государственные обязанности.
Хотя "Новая газета" всем сердцем на стороне критиков российского президента Владимира Путина, она с готовностью обличает и то, что считает неудачами лидеров оппозиции, в особенности ошибками при попытках построить более широкую демократию в России.
"Мы не "оппозиционная газета", - заявил заместитель главного редактора Сергей Соколов. - Так получается, что наши нравственные принципы и наши убеждения оппозиционны нынешним властям. Но это не политическая позиция. Это нравственная позиция. Мы говорим: "Ребята, вы, может быть, правы, проводя эти реформы. Но зачем вы нам врете? Зачем вы воруете?".
Путин, которого критики обвиняют в ужесточении контроля над российскими СМИ, и Лебедев, чьи деньги обеспечивают выживание газете, наиболее последовательно критикующей власть, оба были агентами внешней разведки КГБ.
Лебедев утверждает, что его прошлое, связанное с КГБ, никоим образом не противоречит нынешнему продвижению демократических ценностей, и что внешняя разведка КГБ внесла особенно большой вклад в движение СССР к реформам и открытости - перестройке и гласности - времен Горбачева.
"В каком-то смысле мне не о чем жалеть, потому что у любой страны должна быть хорошая разведка, чтобы даже старая гвардия в Политбюро была адекватно информирована, - заявил он.
"Так что я со смехом говорю Горбачеву, и я получил разрешение сказать: "Это российская внешняя разведка была главной силой в начале перестройки, а не Горбачев. Он на втором месте". И он сказал: "Хорошо, вы можете это говорить".
Лебедева, члена прокремлевской партии "Единая Россия", считают в чем-то индивидуалистом, сравнительно независимым и демократически мыслящим. Он сказал, что планирует снова участвовать в выборах в нижнюю палату парламента по списку другой недавно созданной прокремлевской партии, "Справедливой России".
Лебедев и Горбачев в целом дистанцируются от критики Путина посредством газеты, говоря, что поддерживают демократию, а не антикремлевскую линию.
На недавней пресс-конференции, устроенной в основном для обсуждения организации по мониторингу выборов, которую они с Лебедевым тоже поддерживают, Горбачев заявил, что они полны решимости обеспечить газете выживаемость.
Горбачев сказал, что, с его точки зрения, "Новая газета" - это честная газета.
Во время тяжелой президентской кампании 1996 года "Новая газета" завоевала доверие образованных и демократически мыслящих читателей своей попыткой честно освещать взгляды обеих сторон. Почти все печатные издания и телеканалы поддерживали одну из сторон битвы: большинство солидаризировалось с действующим президентом Борисом Ельциным, некоторые поддерживали его соперника, лидера компартии Геннадия Зюганова.
Газета привлекла внимание всего мира, когда ее звезду, писавшую о Чечне журналистку Анну Политковскую, застрелили в подъезде ее дома. По-видимому, убийство было заказным, и оно до сих пор не раскрыто. Она была третьим журналистом газеты, убитым, по всей видимости, в связи с профессиональной деятельностью или умершим при подозрительных обстоятельствах.
"Новая газета" отличается резким тоном, который идет вразрез с тем, что говорит большинство российских СМИ.
Например, в последние недели российские политики яростно выражают недовольство решением бывшей советской республики Эстонии перенести памятник советским бойцам и останки неизвестных солдат Второй мировой войны из центра Таллина, столицы страны, на военное кладбище. Этнические русские в Эстонии считали статую символом победы над фашизмом, тогда как многие этнические эстонцы видели в ней напоминание о советской оккупации их страны.
Почти все российские СМИ прибегли к резкому националистическому тону в освещении этой темы.
Но не "Новая газета". Она писала, что, хотя российские политики осуждают действия Эстонии, солдатские могилы в России заброшены или уничтожаются циничными инвесторами, которые освобождают участки для строительства.
Сигнал тем, что выражал недовольство Эстонией, сводился, по словам соредактора газеты Дмитрия Муратова, к следующему: "Когда вы боретесь с Западом, вы патриоты, но, когда это касается жизни и смерти наших граждан, вам неинтересно".
Читатели "Новой газеты", преимущественно прозападный слой российского общества, ценят такую позицию.
"Я почти никогда не смотрю новости по телевидению, потому что они никогда не рассказывают правду, точнее, всю правду, - сказал Сергей Голованов, дизайнер интерьеров и верный читатель "Новой" с середины 1990-х годов, когда газета привлекла его статьями о Чечне.
"Как в пустыне, где многие колодцы и источники отравлены, я знаю свой путь к источнику чистой воды, может быть, единственному на огромной территорию. Я иду в киоск и покупаю "Новую газету"", - сказал он.
Однако рекламодателей, похоже, отпугивает политика газеты, направленная против истеблишмента, и издание убыточно.
До прошлого года владельцами "Новой газеты" были только ее сотрудники. После долгих раздумий журналисты продали 10% акций Горбачеву и 39% Лебедеву, оставив контрольный 51-процентный пакет себе.
Лебедев заявил, что в прошлом году вложил в "Новую газету" 3-4 млн долларов, что помогло повысить зарплаты журналистам, расплатиться с долгами и увеличить количество номеров до трех в неделю вместо двух. Думая о будущем, он планирует субсидировать издание на уровне примерно 350 тыс. долларов в месяц и, возможно, вложить еще деньги в рост тиража, увеличение до пяти номеров в неделю, большее использование цвета и расширение штата журналистов, сказал он.
Новые акционеры, по словам обеих сторон, согласились не предпринимать попыток влиять на содержание, оставляя за собой право на публикацию их писем, критикующих позицию газеты. Лебедев пишет довольно часто.
Освещение Эстонии, сказал Муратов, было одним из таких случаев; Лебедев опубликовал письмо, выражая более резкую позицию в отношении Эстонии.
"Когда Лебедев начал публиковать свои мнения, многие в коллективе заговорили об опасениях, - заявил заместитель редактора Соколов. - Но я думаю, что у нас нет лучшего плана по предотвращению вмешательства акционеров в редакционную политику, кроме как написание своих статей. Это вполне цивилизованный подход, потому что люди купили большую головную боль за большие деньги".
Лебедев сказал, что, несмотря на несогласие с позицией "Новой газеты" по некоторым вопросам, он считает своим "гражданским долгом" поддерживать газету с независимой точкой зрения, потому что в России их очень мало.
"Я не хочу снова оказаться в Советском Союзе. Он мне действительно не нравился, - заявил Лебедев, свободно владеющий английским и в молодости работавший в резидентуре в Лондоне. - Я хочу иметь иллюзию, что мы живем в другом обществе, более открытом, и в этом смысле мне нужна "Новая газета".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях