Die Welt | 21 мая 2007 г.
Кремль оказывает давление на иностранных журналистов
Манфред Квиринг
На саммите ЕС-Россия дело дошло до открытой размолвки между Россией и Германией: канцлер Меркель раскритиковала президента Путина за то, что он не дал российским оппозиционерам прибыть на место проведения саммита. В том, что Кремль все менее серьезно относится к свободе слова, смогли убедиться и иностранцы
В последнее время иностранные журналисты в России все чаще оказываются на прицеле у органов власти. При этом Кремль не останавливается даже перед попытками вмешательства в редакционные дела. Так, в конце прошлой недели пресс-служба главы Кремля Владимира Путина отказалась от заранее оговоренного интервью, которое должно было состояться перед визитом Путина в Австрию, намеченным на этот вторник. Также были отменены интервью с газетой Die Presse, телекомпанией RTL и информационно-политическим журналом Profil.
Сначала согласие на интервью телекомпании ORF было дано при условии, что московский корреспондент Сюзанна Шолль принимать участие в этом мероприятии не будет. В обосновании, адресованном австрийскому посольству, пресс-служба Путина сослалась на "неадекватное" освещение ею событий в России. Кроме того, было сказано, что президент даст интервью только главным редакторам. Шолль уже давно попала под обстрел российского посольства в Вене - там ее работа расценивается как "антироссийская" и "враждебная".
"Недружественный репортаж"
Окончательно интервью с Путиным было отменено после того, как телекомпания ORF выпустила на экраны информационный ролик о предстоящем во вторник визите Путина. В нем, правда, прозвучали слова "новый царь" и был анонсирован фильм под названием "От шпиона до президента". Но не более того.
Российское посольство в Вене квалифицировало ролик, где, в частности, были показаны кадры, снятые в Чечне, как "недружественный репортаж ORF в преддверии государственного визита". Дипломаты Путина посчитали необходимым обострить положение еще более и сообщили наверх, что в ролике было объявлено о намерении задать в интервью российскому президенту неприятные вопросы. Эта информация в корне неверна, тем не менее посол Австрии в Москве был вызван в российский МИД. Там потребовали, чтобы ролик либо вообще был снят с экрана, либо, по крайней мере, отредактирован.
Телекомпания ORF воспротивилась попытке цензуры. Директор информационного вещания Эльмар Оберхаузер сказал по этому поводу: "Просто в голове не укладывается, чтобы мы могли согласиться на подобное посягательство на независимость ORF. Даже если за это придется заплатить такую высокую цену, как, без сомнения, захватывающее интервью с российским президентом. Доверие к нам австрийских телезрителей мы не поставим на карту даже ради такого медиасобытия первостепенной важности".
Заместитель пресс-секретаря Путина Дмитрий Песков в пятницу подтвердил отказ в отношении корреспондента ORF Шолль. Однако в субботу дело получило еще один неожиданный поворот. Песков попросил у Шолль прощения, сказав, что "мы были неверно проинформированы", и пообещал встречу с Путиным в более поздние сроки.
В провинции обходятся без церемоний
В заявлении кремлевской пресс-службы, опубликованном несколько позже, опровергается наличие связи между переносом интервью и "рядом тенденциозных материалов" ORF. Ролик, конечно, тоже ни в коем случае не является причиной его переноса, процитировало агентство "Интерфакс" представителя пресс-службы. Кремль не считает себя вправе вмешиваться в редакционную политику средств массовой информации и "уважает свободу прессы".
В российской провинции с щепетильностью еще хуже. Незадолго до демонстрации - разрешенной - российской оппозиции в Самаре, приуроченной к саммиту Россия-ЕС, прямо на улице четверо мужчин в штатском арестовали корреспондента немецкого информационно-политического журнала Focus Бориса Райтшустера. Райтшустер находился в компании Дениса Билунова, сотрудника оппозиционного политика и экс- чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
Самого Каспарова на пути в Самару задержали в московском аэропорту под предлогом, что его билет, возможно, является поддельным. У Билунова были отобраны все наличные деньги. Возможно, они фальшивые, нужно провести экспертизу, было сказано в обосновании.
Райтшустер прибыл в Самару, чтобы сделать репортаж о демонстрации. Однако ему пришлось последовать за милиционерами в участок, хотя он и предъявил им свою аккредитацию. Без объяснения причин его продержали в отделении почти два часа. Он не арестован, сказали ему, но уйти не имеет права. У него отобрали мобильный телефон - мол, звонить ему тоже неразрешено. Спустя почти два часа Райтшустера отпустили. Демонстрация к тому времени уже завершилась.
Меж тем корреспонденты, работающие в Москве, гадают, почему российские власти действуют так неуклюже, не скрывая своих намерений и используя методы, известные еще с советских времен. Очевидно, чтобы запугать иностранных журналистов. Разумеется, подобные акции крайне негативно сказываются на имидже России. Кампании, заказываемые и оплачиваемые Кремлем у таких пиар-фирм, как Ketchum, выправить это положение вряд ли смогут.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях