Foreign Policy | 21 мая 2014 г.
Сделка, которая не состоялась
Кит Джонсон
Все ожидали, что во вторник Москва и Пекин наконец-то подпишут газовое соглашение на 400 млрд долларов, которое готовилось почти 20 лет, утверждает обозреватель Foreign Policy Кит Джонсон. Но сделка не состоялась. "Это шок, удар по целям, которые поставил перед собой Путин, и напоминание о том, какое большое превосходство имеет Китай в области газовых сделок с крупнейшим поставщиком газа в Европу", - говорится в статье.
Почему же сделка не заключена? Россия хочет установить цену, которую берет с европейских покупателей ("в среднем около 12 долларов за 1 млн БТЕ (британских тепловых единиц. - Прим. ред.)", утверждает автор), а Китай - платить цену, по которой покупает центральноазиатский газ, - около 10 долларов.
Судя по тому, что заключение контракта вновь отложено, Китай может позволить себе и в дальнейшем гнуть жесткую линию, считает автор. Он приводит несколько причин: "негативная реакция Европы после украинского кризиса усилила у России желание подключиться к крупному новому рынку в Азии"; у российских неосвоенных месторождений газа в Сибири мало потенциальных крупных клиентов, помимо Китая, в ближайшие годы предложение газа в мире резко увеличится, и у Китая будет еще больше вариантов на выбор.
"У китайцев много альтернатив, а у России - ни одной", - считает Михаил Корчемкин, директор консалтинговой фирмы East European Gas Analysis. Как он поясняет, "Путину нужен контракт с Китаем, чтобы показать ЕС, что у него есть выбор" по вопросу о том, куда отгружать российские энергоносители.
Что дальше? По предположениям автора, Москва пошла на кое-какие уступки: "по некоторым сведениям, во вторник Путин выдвинул идею налоговых каникул для газовых месторождений, обслуживающих китайский рынок, что означало бы фактическое понижение цен поставок в Китай".
Но ключевые индикаторы другие: позволит ли Россия китайским компаниям иметь долю в добыче газа и строить газопроводы? "Оба шага помогли бы преодолеть разногласия из-за цен, но оба требуют, чтобы Москва кардинально изменила свой подход к развитию энергетики", - пишет автор.
При поиске поставщиков Китай уже много лет старается не просто закупать нефть и газ, а получать долю в их добыче нефти. Так китайские компании приобретают опыт в освоении месторождений и могут зарабатывать деньги, несмотря на сложности на внутреннем рынке, где цены на газ контролируются.
По мнению эксперта Кеун Вук-Паика, украинский кризис и необходимость застолбить контракты с Китаем, возможно, заставят Путина пойти на уступки с допущением китайских компаний к добыче.
Другой способ дать "Газпрому" больший простор на переговорах и гарантировать реальную выгодность контракта - задействовать китайских строителей на прокладке газопровода, считает автор. По мнению Корчемкина, издержки "Газпрома" на строительство газопровода можно сократить на 60%, если пригласить китайские компании.
"Но такой шаг потребует, чтобы Путин бросил своих давних союзников-бизнесменов. Посмотрим, что возьмет верх - желание Москвы заключить контракт с Китаем или традиционные, политические соображения", - подытоживает издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях