International Herald Tribune | 21 ноября 2001 г.
Миру нужна глобальная система безопасности
Грэхэм Эллисон, Карл Кайзер и Сергей Караганов
То, что события 11 сентября положили начало новому этапу в международных отношениях, не было неожиданностью. Это произошло не внезапно. Скорее, теракты заставили даже романтиков столкнуться с проявлениями жестокости, которые уже стали новой реальностью.
Появление супертехнологий, позволяющих небольшим группам наносить такой ущерб, который в прошлом мог быть исключительно делом рук национальных армий, наложилось на процесс глобализации, устраняющей барьеры на пути осуществления международных сделок. Все это в конце прошлого века определило уровень глобальной зависимости государств друг от друга.
90-е годы прошлого века были годами потерянных возможностей. Празднуя победу в холодной войне, Запад замкнулся в себе. Россия пережила несколько кризисов, пытаясь трансформироваться в демократическое общество. Расширение НАТО стало ответом на обеспокоенность некоторых центральноевропейских стран по поводу своей безопасности, однако оно привело к ухудшению отношений с Россией и никак не способствовало предотвращению новых угроз, которые начали появляться на горизонте. Индия и Пакистан открыто провели испытания ядерного оружия и провозгласили себя ядерными державами. Десятки стран занимались разработкой биологического оружия, ракет и даже ядерного оружия. Сочетание невнимательности, традиционного мышления и неадекватной реакции лишило мир зрелой способности контролировать развитие событий, подрывая тем самым мировой порядок и ослабляя действия международных договоров и деятельность международных организаций, в том числе ООН.
Тем временем увеличился разрыв между богатыми и бедными странами. Это усиливало недовольство со стороны последних по мере того, как в результате информационной революции сотни миллионов человек с "Юга" увидели, как живут богатеи на "Севере". Следствием этого стало глубокое чувство технологической отсталости, утраты и даже безнадежности, которое способствовало росту экстремизма, в первую очередь в мусульманских странах. Почти всеобщее сочувствие жертвам терактов 11 сентября со стороны международного сообщества дает повод для надежды. Коалиция, созданная для борьбы против террористов "Аль-Каиды", объединила в своих рядах беспрецедентное число стран. Однако если крупные державы хотят воспользоваться представившейся возможностью, чтобы создать более стабильный мир, они должны продемонстрировать не только способность, но и стремление действовать в данном направлении, создав что-то более существенное, чем временная коалиция против бен Ладена и Талибана.
Ведь в обозримом будущем современные цивилизованные общества будут вовлечены в борьбу с международным терроризмом. Для успеха в этой борьбе потребуется более широкое и глубокое сотрудничество органов разведки, таможни, правоохранительных органов, финансовых и других институтов.
Более того, коалиция современных обществ должна признать, что борьба с терроризмом - это война, в которой военная мощь является важным, но не достаточным фактором. Ценности, идеалы, идеи и действия - вот что сыграет решающую роль в борьбе за "умы и сердца".
Изоляция экстремистов путем лишения их религиозной и социальной почвы для террористической деятельности потребует таких обязательств, которые выходят за пределы представления большинства мировых лидеров.
Помочь бедным странам стать процветающими, современными, вовлечь миллионы людей в диалог, в котором современные общества будут одновременно играть роль слушателей и наставников, а также разработать не менее совершенную информационную стратегию, чем во времена кампании "свободного мира" против коммунизма - все это вряд ли будет дешевле и быстрее, чем холодная война, которая длилась 4 десятилетия и обошлась в 10 триллионов долларов.
Каким образом должно быть организовано долговременное сотрудничество между державами, способными и стремящимися совместными усилиями бороться с терроризмом? В 19-ом веке на европейской арене такую роль играл Concert of Europe.
Для борьбы с угрозами 21 века НАТО не подходит, поскольку она по определению ориентирована на Европу. Дальнейшее расширение НАТО, предполагающее включение в ее состав России, предоставило бы хорошую возможность для укрепления стабильности и оказалось бы эффективнее нынешних отношений между Россией и НАТО в рамках Совместного постоянного Совета НАТО-Россия, превращающих Россию в полупартнера-полупротивника.
Мы предлагаем крупным державам создать новый альянс - глобальный альянс в области безопасности, в основу которого может быть положена "большая восьмерка" и формы ее деятельности. Задачей нового альянса было бы предотвращение терактов и борьба с терроризмом, распространением оружия массового поражения, а также инфраструктурой международной преступности и торговли наркотиками, которая подпитывает терроризм. Кроме того, она должна искать причины терроризма в обанкротившихся политических режимах и обществах.
Особые усилия следует направить на включение Китая в этот альянс. Альянс должен быть скреплен соответствующим договором и основать для этого сотрудничества небольшой секретариат, совет и специальные рабочие группы. Он должен тесно взаимодействовать с ООН, НАТО и ЕС в выработке стратегии и ведении борьбы с международным терроризмом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях