Статьи по дате

Frankfurter Rundschau | 21 ноября 2002 г.

Твердый орешек для Европы

Мартин Винтер

Правительство США на саммите НАТО в Праге настаивает на том, чтобы союзники тратили больше денег на свои вооруженные силы

НАТО в поиске новой роли. Приспособленное к явным фронтам "холодной войны", альянс с трудом пытается отыскать свое место в политической системе безопасности сегодняшнего хаоса. В брюссельской штаб-квартире оборонительного союза это называют волшебным словом "трансформация". На своей встрече в верхах в Праге союзники хотят заложить фундамент нового НАТО. Такой, который бы мог служить инструментом для вмешательства на случай глобального конфликта.

Когда главы государств и правительств 19 стран НАТО соберутся в этот четверг в чешской столице, речь у них пойдет о "доверии к альянсу". Так, во всяком случае, говорится во внутреннем документе, который руководство США разослало своим партнерам ранней осенью. Невысказанная, но прочитываемая между строк квинтэссенция письма: либо европейцы вооружаются и готовятся к военным операциям в любой точке мира, либо НАТО приходит конец. Недавно Джордж Робертсон, который с 11 сентября отчаянно ищет свое место в международной борьбе с терроризмом, назвал саммит в Праге "количественным скачком". Но не все разделяют его эйфорию по этому поводу.

Например, скептичные французы. Или высокие немецкие дипломаты. Они полагают, что речь не идет о новой стратегии. Она изменилась после вашингтонского саммита 1999 года, на котором ставка была сделана на борьбу против террора и распространения оружия массового уничтожения. Нужно ориентировать альянс только "на изменившуюся ситуацию с безопасностью", говорят они. Но это уже делается. Если НАТО хочет защищать от новых угроз своих новых членов, то оно должно запугать всех и вся и, если это не получится, вступать в бой. Весной министры иностранных дел НАТО заложили основу для постепенного определения новой задачи: коллективный ответ должен следовать не только в случае агрессии против одной страны, НАТО также должно совместно реагировать на любую "опасность агрессии". Под эту формулировку могла бы попасть война против Ирака.

Новое НАТО должно опираться на два столпа: обеспечение безопасности путем захвата территорий, с одной стороны, и готовность вести боевые действия в любом месте земного шара, с другой. По формуле "где появляется НАТО, там воцаряется мир" альянс принимает в свои ряды еще семь государств. Три прибалтийских, а также Словению, Словакию, Румынию и Болгарию. И двери остаются открытыми. Македония, Албания и Хорватия уже стоят на пороге, Сербия и Босния демонстрируют свою заинтересованность. Одновременно должно далее углубляться сотрудничество с Россией, как в политическом, так и в военном плане. И европейско-атлантическое партнерство с его больше чем 40 членами, созданное после "холодной войны" для возможности "отлова" государств, пребывающих в свободном плавании, должно сильнее укрепляться.

История, правда, показывает, что союз оказывает взаимно примиряющее воздействие на отношения своих членов. Но НАТО с давних пор развивалось в направлении своего расширения. С начала войны в Косово в 1999 году оно рассталось с принципом существования только для защиты территории своих членов. Затем область его компетенции была туманно сформулирована как "евроатлантическая". В июне 2002 года министры обороны договорились о том, что НАТО необходимо не только для обеспечения безопасности своих членов, но все больше "для обеспечения стабильности большого региона, который простирается через Северную Америку, Центральную Азию и Россию". Соответственно, Робертсон не многим рисковал, констатируя перед саммитом в Праге, что НАТО ? это "глобальная организация". у того, кто выдвигает такой тезис, должны быть мускулы. И тут США придумали придать своим европейским партнерам ускорение. После того как против этого высказалась Германия, в Праге будет приниматься решение о создании нового подразделения НАТО (NATO Reaction Force, NRF). Оно должно быть немногочисленным (около 20 000 человек), но крайне эффективным. И состоять из элитных солдат, которых в течение нескольких дней можно перебросить в любую горячую точку. То есть должна быть возможность первыми прибыть во вражескую страну, чтобы расчистить путь для более серьезной военной акции.

Для европейцев эта задача может оказаться твердым орешком. Войска специального назначения у них имеются, не хватает другого: транспортных самолетов дальней авиации, спутниковой разведки, коммуникаций, бомб точного наведения. Вашингтон заявил, что окажет помощь лишь в незначительных масштабах. Уже давно американское руководство выражает свое недовольство тем, что члены НАТО вкладывают так мало денег в модернизацию своих армий. Поэтому в Праге каждая страна должная взять на себя персональные обязательства. Например, Германия вместе с другими странами НАТО хочет взять в аренду на восемь лет транспортные самолеты дальней авиации типа "Боинг C17" до тех пор, пока с конвейера не сойдут заказанные "Аэробусы A 400".

Стремление США создать боеспособное подразделение NRF воспринимается некоторыми в ЕС лишь со сдержанной радостью, поскольку они опасаются конкуренции европейскому корпусу быстрого реагирования (RRF), который еще только создается. "Один евро можно отдать только один раз", - лаконично отметил один генерал. Все, что пойдет в NRF, не достанется RRF. С распространяемым НАТО тезисом, что NRF и RRF будут взаимно укреплять друг друга, не согласен главный дипломат ЕС Хавьер Солана. Само собой это не получится. Поэтому он настаивает на "доверии" к европейским усилиям. Однако здесь речь могла бы идти о недоразумении. Поскольку американцы не оставляют сомнения в том, что они и NRF обеспечивают военные действия, а RRF отвечает за миротворческую деятельность.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru