Статьи по дате

The New York Times | 21 ноября 2003 г.

Деревенский мальчик, солдат, мученик, святой

Сет Майденс

Плечи развернуты, грудь колесом, юный солдат стоит, как на параде. Камуфляж, до блеска начищенные башмаки, на плече автомат, вокруг головы нимб.

У него лицо человека, для которого долг это все. Нелегко быть солдатом - и святым.

Портреты этого молодого человека, Евгения Родионова, расходятся по России. На одних он в форме, на других в облачении, на одних он вооружен, на других держит крест, но всегда с нимбом.

Это новый неофициальный святой, жертва войны в Чечне, канонизированная не Русской православной церковью, а народным поклонением.

Его портреты - это иконы, почитаемые в домах и церквях, где рядовой Родионов стал предметом культа, похоже, утоляющего националистическую жажду народного героя.

На одной из икон он изображен похожим на средневекового русского рыцаря. На другой он, в военной форме, включен в групповой портрет последнего царя и его семьи под взглядом Иисуса.

Церковные власти называют это нарушением религиозных законов. Святость - это не популярность, а иконы - не предвыборные плакаты. Процесс канонизации, говорят они, долог и сложен, и осуществлять ее может только церковь.

Но иногда случается так, что символическая фигура становится средоточием чувств, господствующих в определенный момент, и превращается в народного святого, и возможно, это первый шаг к официальной канонизации.

История рядового Родионова, рассказанная в брошюрах, песнях, стихах, проповедях в интернете, стала притчей о набожности и русском национализме. Рассказывают, что молодой солдат семь лет назад был убит мусульманскими повстанцами за то, что он отказался отречься от своей религии и снять с шеи маленький серебряный крест.

По словам его матери, именно такую историю рассказали ей убившие его повстанцы, которые затем, за 4 тыс. долларов, отвели ее на место, где они его закопали. Ночью она выкопала тело. Среди костей был блестящий в свете фонарика крест, с маленькими пятнами крови на нем.

"19-летний Евгений Родионов прошел через немыслимые страдания, - говорится в панегирике, размещенном на одном из националистических сайтов, - но не отрекся от православной веры, а подтвердил ее своей мученической смертью. Он доказал, что сегодня, после десятилетий воинствующего атеизма, после многих лет необузданного нигилизма, Россия, как и в прежние времена, способна рождать мучеников за Христа, а значит, она непобедима".

Когда история начала распространяться, в маленькой деревне к западу от Москвы, где его мать, 51-летняя Любовь ухаживает за могилой на склоне холма у старой белой церкви, стали появляться паломники.

Некоторые ветераны в знак уважения оставляют у могилы свои медали. Люди, попавшие в беду, пишут записки, прося его о заступничестве.

В одной из церквей недалеко от Петербурга его изображение в полный рост стоит у алтаря рядом с иконами Богородицы, архангела Михаила, Иисуса и Николая II, последнего царя, канонизированного три года назад.

Александр Макеев, офицер-десантник, возглавляющий фонд помощи солдатам, говорит, что видел солдат, преклоняющих колени в молитве перед образом рядового Родионова. "Эти дети в Чечне чувствуют, что их бросило государство, бросили их командиры", - заявил он газете "Московский комсомолец".

"Они не знают, кого просить о помощи, но понимают, что Женя - один из них, - сказал он. - Можно считать, что он первый солдат-святой".

Среди фотографий сына, которые Родионова раскладывает на столе в кухне, несколько ламинированных открыток, из тех, что некоторые солдаты носят с собой на счастье. На открытках его изображение и молитва.

"Мученик Евгений, Господи, в своих страданиях получил от тебя, Бог наш, венец. Твоей силой он ниспроверг своих мучителей, победил высокомерие демонов. Его молитвами спаси души наши".

Мать рядового Родионова и другие верующие говорят, что иногда от его икон исходит святой аромат, как от самых чтимых православных икон.

По словам Родионовой, икона, находящаяся у нее в доме, иногда мироточит. "Когда это происходит, а я планирую поездку, я эту поездку откладываю, - сказала она. - Икона дает мне знаки".

Родионова рассказала, что смогла найти тело сына и узнать, как он погиб, во время затишья в войне, когда повстанцы за большие деньги возвращали пленных и тела тех, кого они убили.

По ее словам, они рассказали, что в 1996 году захватили в плен его и еще трех солдат, охранявших блокпост, и 100 дней держали их в подвале перед тем, как казнить.

Рядового Родионова, по ее словам, убили после того, как он отказался снять крест и отречься от своей веры.

Мать рассказывает, что рядовой Родионов гордился тем, что носит военную форму и выполняет свой долг перед страной. Но на самом деле он всегда мечтал стать поваром.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru