Die Welt | 21 ноября 2003 г.
Кремль держит курс на столкновение
Манфред Квиринг
Российские власти снова проверяют слияние ЮКОСа и "Сибнефти". Московская биржа на рекордно низком уровне
Мечты развеялись. А ведь все было так хорошо. Российский ВВП растет, инфляция падает, люди усердно инвестируют. Российские инвесторы с нетерпением ждали того дня, когда индекс РТС преодолеет отметку в 800 пунктов. Но тут вмешался Кремль.
Арест летом Платона Лебедева, главы влиятельной группы "Менатеп", биржа перенесла еще сравнительно легко. Сейчас ясно, что уже тогда власть начала ограничивать власть Ходорковского. Миллиардер, до недавнего времени глава российского нефтяного концерна ЮКОС, тем временем находится в следственном изоляторе. Напомним, что группа "Менатеп" является главным акционером ЮКОСа.
Тот факт, что власти взялись и за Ходорковского, очевидно, глубоко потряс российских инвесторов. Их доверие по отношению к правительству падает, так как они опасаются, что в тюрьме могут оказаться и другие предприниматели. Индекс РТС сейчас котируется всего лишь немного выше рекордно низкого уровня в 481 пункт.
Президент Владимир Путин в прошлые выходные пытался прекратить панику на российском рынке акций. На 13-м съезде Союза промышленников и предпринимателей он предложил новый вариант знаменитого соглашения: российские предприниматели не вмешиваются в политику и одновременно признают свои "социальные обязательства", т.е. предоставляют народу немного большую долю богатства. Иначе им грозит судьба Ходорковского. Это высказывание не сильно успокоит инвесторов.
Предприниматели, во всяком случае, смиренно отмежевались от Ходорковского. Вице-президент Союза Игорь Юргенс в связи с этим похвалил модернизацию, проводимую Путиным, на стороне которого, как он заявил, нужно бороться. Однако совсем поджимать хвост члены Союза не захотели.
Они снова выбрали арестованного нефтяного миллиардера в президиум. Знак солидарности и следование презумпции невиновности, заявил президент Союза Аркадий Вольский.
Семен Кукес, преемник Ходорковского на посту главы концерна, судя по всему, усвоил урок Кремля и ведет себя любезно, заявляя, что он сохранил дистанцию по отношению к Ходорковскому как человеку и что желает ему всяческих успехов, однако его проблемы - это его проблемы.
Путин решил спустить собак прежде всего потому, что Ходорковский пытался воспрепятствовать установлению в Думе пропрезидентского большинства и беззастенчиво финансировал всех, кто хоть как-нибудь годился на роль оппозиции, - начиная от либералов и заканчивая коммунистами.
Одновременно с этим ЮКОС, слившийся с конкурентом "Сибнефтью", грозил полностью выйти из-под влияния Кремля в случае начала сотрудничества с одним из двух американских нефтяных концернов, Exxon Mobil или Chevron Texaco.
Этого Путин, который при помощи сырьевых ресурсов планирует вершить мировую политику, допустить не хотел. Кредо Путина состоит в том, что нефть и газ - это дела государства и частные компании должны подчиняться Кремлю. Кукес это понял и уже высказался против слияния с американцами. Особого эффекта слияние не даст, заявил он.
С 25 октября Ходорковский сидит в пресловутом московском следственном изоляторе "Матросская тишина". Ходатайство об изменении меры пресечения было отклонено. Генеральная прокуратура под руководством Владимира Устинова хочет предъявить ему обвинения в нарушениях закона в семи случаях.
Главное, в чем его обвиняют, - это присвоение собственности при помощи организованной группы и неуплата налогов. Обвинение оценивает общий ущерб в миллиард долларов. Тем временем курсируют предположения, что налоговые органы могут потребовать выплаты даже 10 млрд долларов. Последствием этого решения будет падение на бирже.
С момента ареста Ходорковского ЮКОС находится под прицелом различных государственных органов, которые используют весь свой административный ресурс, чтобы уличить его в самых разнообразных нарушениях. Впереди всех, конечно, Генеральная прокуратура, налоговое ведомство и Счетная палата. Активны также министерство природных ресурсов и министерство имущественных отношений. Уже выданное разрешение министерства по антимонопольной политике на слияние ЮКОСа и "Сибнефти" снова подвергается проверке.
В понедельник крупный акционер ЮКОСа Леонид Невзлин был вынужден уйти с поста ректора престижного Российского государственного гуманитарного университета. Он был избран на эту должность в июне, после того как ЮКОС обещал вложить в университет в ближайшие десять лет 100 млн долларов.
Одной из московских газет Невзлин заявил, что его вынудили уйти в отставку. Это доказывает, что российские власти преследуют концерн и группу акционеров ЮКОСа по политическим мотивам, добавил он.
Это, быть может, и верно, однако еще не делает из Ходорковского великого борца за свободу и демократию. Миллиардер никогда не стеснялся в средствах, преследуя свои цели. Кремлевская бюрократия, которую он сегодня с полным основание клеймит как коррумпированную, в середине 90-х годов помогла ему приобрести всего лишь за 309 млн долларов 78 процентов акций нефтяного концерна, который после заключения сделки оценивался в шесть миллиардов. Сегодня его рыночная стоимость - приблизительно 24 млрд долларов. Политика, как недавно признался сам Ходорковский, интересовала его лишь в той степени, в которой она способствует или препятствует бизнесу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях