The Washington Post | 21 ноября 2003 г.
Российские реалии
Стефен Сестанович
В последнее десятилетие в американской дипломатии стало обычным явлением критиковать какое-либо иностранное правительство, говоря, что некое возмутительное действие, им предпринятое, нарушит спокойствие международных инвесторов. Очевидно, мировая супердежава не в состоянии охватить все сложные вопросы, но почему бы не воспользоваться помощью Moody's?
Администрация Буша продолжает трактовать арест российского миллиардера Михаила Ходорковского в этом духе, озвучивая обеспокоенность, что это повлияет на доверие бизнеса. Чиновники Белого дома и Госдепартамента думают, что они не имеют права сохранять полное молчание в то время, как Россия обращается к авторитаризму, однако они не хотят остаться без поддержки президента России Владимира Путина в вопросах, связанных с национальной безопасностью.
К сожалению, рынки не могут и не будут делать работу политики. В битве за то, кому владеть крупнейшим и лучшим куском российского экономического пирога, Путин и его свита не удовлетворятся короткими скачками в ценах на фондовых рынках, они играют по более крупным ставкам.
И западных бизнесменов не волнует, контролируется ли нефтяная компания, в которую они инвестируют, российским государством или (по выражению Путина) "назначенным миллиардером". Они могут даже предпочесть первое. Как мы знаем, век миллиардера может оказаться недолгим.
Для американского правительства дело Ходорковского - это вопрос не корпоративного управления, а вопрос политический: продолжает ли российская политическая система двигаться к западным стандартам.
Был бы Путин просто агрессивным "подрывателем доверия", настаивающим на том, что сделки, давшие олигархам их богатство, должны быть пересмотрены, его можно было бы облачить в мантию Тедди Рузвельта. Но, засадив своего критика и соперника за решетку, он пошел по стопам Леонида Брежнева или Роберта Мугабе.
Чиновники администрации Буша убедили себя в том, что все эти события являются частью длинного и медленного ухода России от коммунизма и что этот процесс на протяжении многих лет будет лишен однозначности, а поэтому беспокоиться по поводу этих событий не стоит.
Может, так оно есть, но иногда важные вехи истории следуют одна за другой. Следующее крупное событие в России произойдет всего через несколько недель, во время парламентских выборов 7 декабря.
Еще не так давно предполагалось, что этот раунд выборов ознаменует собой крупное изменение в положении коммунистической партии. Теперь создается впечатление, что такое изменение грозит единственным действительно демократическим и реформистским партиям, Союзу правых сил и "Яблоку".
Лишенные финансовой поддержки Ходорковского, вынужденные проводить кампанию по абсурдному закону о СМИ, созданному с целью блокирования критики в адрес Путина, эти партии набирают чуть более пятипроцентного минимума, требуемого для прохождения в новый парламент. Видя эту слабость, лагерь Путина пытается прикончить их - и возможность фальсификации результатов голосования исключать нельзя.
Администрации Буша, может, и не хотелось бы, чтобы все было так, как есть, но то, останутся ли российские демократы на национальной политической арене или будут сметены с нее, может зависеть от того, как Путин истолкует зарубежную реакцию на дело Ходорковского.
Вместо того чтобы надеяться "проскочить", он должен бояться, что его демократические намерения находятся под сомнением и нуждаются в подтверждении. Путин критику не любит, но поскольку для него важны международная законность и признание, то это он игнорировать не будет.
Буш справедливо гордится российско-американскими отношениями, которые установили он и Путин. Лидеры показали, что сотрудничество между Москвой и Вашингтоном служит национальным интересах обеих сторон. Они добились этого частично благодаря тому, что закрыли глаза на несогласия по периферийным вопросам, вместо этого сосредоточившись на крупных стратегических целях.
И все же администрация Буша неверно усвоила два урока этого успеха. Она верит, что российская внутренняя политика не влияет на российско-американские отношения, что для этих отношений важен только Путин, а он всегда готов! Однако в Москве крупнейшими сторонниками сотрудничества с Вашингтоном были именно те люди, которые оказались неудачниками в минувшем месяце, - Михаил Ходорковский, томящийся в тюрьме, и Александр Волошин, ушедший в отставку с поста главы президентской администрации.
Если Буш думает, что эти изменения не повлекут за собой последствий, пусть попросит своих подчиненных показать ему образцы того, что новая русская толпа говорит о США. Это ему не понравится.
Администрация Буша пришла к выводу, что единственный способ добиться хороших результатов в отношениях с Россией - это держать приоритетные цели внешней политики отдельно от не столь важных вопросов. Администрация хочет сохранить свое взаимопонимание с Путиным, чтобы он поддержал американские планы по Ираку, Ирану и Северной Корее.
Этот подход основан не неверной трактовке расчетов России и недооценивает влияние США. Единственный наиважнейший фактор, который приблизил политику России в отношении ядерной программы Ирана к амерканской, это успех администрации в сближении с европейскими партнерами.
Россия не может занимать отличающуюся от европейской позицию, не загоняя себя в изоляцию. То же верно и в отношении Северной Кореи: Россия будет держаться позиции США, потому что теперь к США близок Китай.
Ирак - это немного другая история. Администрация Буша не добилась европейской поддержки для своей иракской политики, и поэтому в этом вопросе Россия чувствует, что ее выбор может быть более свободным. Иногда Путин помогал, а иногда и позволял своему другу Бушу падать.
Прошедшее десятилетие показало, что США не могут хотеть больше чем Россия, чтобы эти отношения развивались хорошо. Буш должен захотеть, чтобы Путин стал более близким партнером США. Но если президент чувствует, что он более не может открыто говорить о негативных тенденциях в России, тогда основной ингредиент здоровых и сбалансированных российско-американских отношений следует считать утерянным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях