The New York Times | 21 ноября 2011 г.
Сатиры на Путина, написанные с дерзким поэтическим талантом
Эллен Барри
Недавно элегантно одетые люди собрались в Театре Эстрады на вечер, посвященный насмешкам над Путиным, цена билетов доходила до 250 долларов, пишет Эллен Барри на страницах The New York Times.
"Как только сцена осветилась, стало ясно, что это не какой-то малобюджетный ученический фарс об автократах. На сцене за письменным столом восседал тучный поэт, молчаливо улыбаясь, словно гигантский херувим. Позади него стоял актер - представитель легендарной советской театральной династии. Его длинное лицо выражало то радость, то отчаяние", - повествует газета.
Речь идет о проекте "Гражданин поэт". "Он раздвигает границы интернет-вещания в России, транслируя политическую сатиру на аудиторию, которая насчитывает не тысячи, а миллионы. Он также созвучен кислой реакции многих россиян на план Путина вернуться в президентское кресло", - пишет Барри, добавляя, что "настроение граждан становится еще мрачнее оттого, что никаких реалистичных действий предпринять нельзя" - если не считать действием сочинение стихов.
Число просмотров роликов из цикла "Гражданин поэт" - от 12 до 14 млн, утверждает Юрий Кацман, выкладывающий ролики на своем портале F5. "Это пустяк по сравнению с телевизионной сатирой допутинской эры, которая влияла на рейтинг политиков", - пишет автор, напоминая, что программу "Куклы", закрытую в 2002 году, смотрели 80 млн человек еженедельно, по словам ее сценариста Виктора Шендеровича.
"И все же "Гражданин поэт" сумел привлечь россиян, которые пассивно относятся к политике, но все же чувствуют отчужденность от власти. Примерно то же самое удалось Джону Стюарту в его передаче "The Daily Show" в президентство Джорджа У.Буша", - говорится в статье.
"Нас кормит правительство, - сказал в интервью продюсер проекта Андрей Васильев. - Чем глупее они себя ведут, тем лучше становится наше шоу. Только вообразите - они вдвоем поехали убирать кукурузу и играть в бадминтон!".
Правда, звучавшие на вечере шутки о лагерях означают, что авторы, видимо, немножко нервничают, полагает издание. В марте гендиректор телеканала "Дождь", который был заказчиком проекта, сочла одно из стихотворений слишком оскорбительным для Медведева. Тогда авторы стали выкладывать ролики в интернет напрямую.
"Васильев шутит, что их давно бы посадили, если бы их критические мысли не подавались в стиле классической поэзии", - говорится в статье.
Михаил Ефремов сказал в интервью, что проект не имеет политической направленности. Он сказал, что не является поклонником Путина, но альтернативные политические варианты означают нежелательную смену руководства. "Боюсь, станет еще хуже. Это меня страшит намного больше ", - пояснил Ефремов.
"Проект совпал с периодом неопределенности в российской политической жизни", - полагает издание. Поддержка путинской системы неуклонно ослабевает. Заявление Путина о его возвращении на президентский пост дало понять, что еще много лет не будет перспектив для значительных политических перемен. "В Театре Эстрады это заявление показали на большом экране с сардоническим закадровым комментарием Васильева, и зал гудел от смеха", - говорится в статье.
Но не все стихи Дмитрия Быкова смешные, и особого оптимизма они не внушают, отмечает Эллен Барри. В пародии на строки Маяковского "Через четыре года здесь будет город-сад" "он рисует ландшафт, где единственное, в чем можно быть уверенным, это Путин".
"Он с прыткостью любовника
Проник во все умы.
Гляжу на подполковника -
И вижу: это мы.
Осталось пить без просыпа,
До белых поросят.
Здесь нет другого способа
Устроить город-сад", - цитирует газета строки в английском переводе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях