Frankfurter Rundschau | 21 октября 2002 г.
Его называют его турецким Берлускони
Герд Гелер
Предприниматель-миллиардер Джем Узан хочет быть премьер-министром, поэтому он просто купил себе партию
"Пип-пип", - пищит сотовый телефон. Но на дисплее не приветы или биржевые курсы, а вот такое послание: "Я клянусь, что не буду работать ни за что другое, кроме как во славу Турции!" Снова и снова абонентов турецкой мобильной телефонной связи Telsim заваливают в последние недели сообщениями с этим слоганом. Отправитель ? Джем Узан. Миллионы отправленных SMS ничего ему не стоят. Поскольку ему принадлежит компания-оператор мобильной связи Telsim. И не только она. 42-летний Джем Узан ?младший партнер одной из самых могущественных турецких экономических империй. Кроме того, с июля он является председателем Молодежной партии (GP), и, если ему поверят, он станет следующим премьер-министром своей страны. "370 мандатов в парламенте ? это наша цель!", объявляет Узан. Столько мест он хочет заполучить на выборах 3 ноября, почти на 100 больше, чем абсолютное большинство. "И тогда наконец закончится эра коалиций и компромиссов!", - кричит Узан с трибуны в публику.
Честолюбивая цель. Но кто знает! Молодежная партия развивается удивительными темпами. Еще в июле ей отдавали предпочтение 2,5% населения. Теперь с почти 13% она занимает третье место после исламской партии Ak (Партия справедливости и развития) и проевропейской Демократической народной партии (CHP).
Рецепт успеха, с которым Джем Узан идет на охоту за голосами, прост. Он заманивает избирателей в свои сети смесью популизма и национализма. Он обещает каждому турку бесплатный земельный участок в две сотки под собственный дом. Он хочет упразднить налог на добавленную стоимость на продукты, увеличить в четыре раза количество вузов и покончить с "экзаменационными пытками". К ЕС он собирается повернуться спиной, так как он снова унизил турков, отказавшись вести с ними переговоры о вступлении Турции в ЕС. А МВФ, который при помощи 30 млрд долларов пытается уберечь Турцию от государственного банкротства, он хочет "выставить за дверь". Настало время освободить турков "от закабаления иностранными силами", провозглашает Узан. И это происходит в стране, которая борется с самым тяжелым экономическим кризисом в своей истории и которую (собственное ощущение турков) никто не понимает.
В рецессии, которая стоила потери почти двух миллионов рабочих мест и банкротства десятков тысяч малых и средних предприятий, большинство турков обвиняют МВФ и собственное правительство. Судя по всему, на выборах 3 ноября оно будет страшно наказано. Левая демократическая партия премьер-министра Бюлента Эджевита, который еще в 1999 году выиграл выборы, судя по недавним опросам, соберет какие-то жалкие 1,1%. Какую роль после выборов будет играть предприниматель и политик-любитель Узан, пока сказать трудно. Вероятно, его используют как участника коалиции. Однако соединение экономической власти и политических амбиций уже теперь оказывается проблематичным. Даже в экономических кругах об Узанах сложилось не лучшее мнение. Манера ведения дел членами семейного клана порой вызывает нарекания. По данным министерства юстиции, только в Турции он является участником около 100 судебных процессов.
Семья контролирует огромную финансовую империю. Под крышей холдинговых компаний Rumeli и Prime действует более 100 предприятий: банки и электростанции, строительные фирмы и отели, телекоммуникационные предприятия, футбольные клубы и медиа-концерн. Руководитель клана ? это 70-летний патриарх Кемаль Узан. Текущими делами заправляют его сыновья Хакан и Джем. Джем отвечает за средства массовой информации, телекоммуникации и, в последнее время, за политику.
Как предпринимателю быстрее всего попасть в политику? Купить себе партию. Через подставных лиц Узан внедрился в политически и финансово слабую Партию возрождения (YDP), провел чрезвычайный съезд партии, дал избрать себя председателем и решил переименовать ее в Молодежную партию. Так он вступил во владение целой партийной организации с 575 подразделениями. Исключенный председатель YDP Гасан Келаль Гюзель говорит, что при переходе партии в другие руки текли большие деньги. Речь идет о 250 тыс. долларов. Миллиардер Узан, для которого эта сумма ? пустяк, опровергает такие заявления.
Теперь в предвыборной борьбе он использует все возможности. Такой кампании в Турции еще не было. Тогда как другие партийные лидеры только раскачиваются, Узан уже провел более 80 крупных митингов, на очереди еще 160. Если бывалые политики мучаются в агитавтобусах, передвигаясь по пыльным анатолийским дорогам, Джем Узан перелетает с места на место на собственном вертолете. На его митингах дают еду и питье, настроение толпы поддерживают такие поп-звезды, как Ибрагим Татлысес, Синан Озен и Эбру Ясар. Из вертолета Узан сразу устремляется в толпу. Дюжина личных фотографов запечатлевает почти каждое его рукопожатие на полароидных снимках, которые немедленно вручаются осчастливленным присутствующим.
Однако Узан прежде всего пользуется своими средствами массовой информации. Постоянная и основная тема бульварной газеты Star ? это предвыборная борьба Узана. Наряду с этим массовым изданием в его медиа-империю входят еще одна ежедневная газета, два журнала, три телеканала и семь радиостанций. Недавно в Турции на телеканалы Узана наложили шестидневный запрет на выход в эфир. Своим односторонним освещением предвыборной борьбы в пользу Молодежной партии каналы нарушили соответствующий указ. Однако запрет на телевещание может лишь способствовать росту популярности Узана. Некоторые уже говорят о нем как о "турецком Берлускони".
Еще один инструмент его предвыборной кампании, оператор мобильной связи Telsim, ахиллесова пята клана Узанов. Такие гиганты, как Motorola и Nokia, требуют от Telsim 3 млрд долларов. Если верить этим концернам, то Узаны ? мошенники. Речь идет о кредитах, которые Motorola и Nokia предоставили компании Telsim для закупки мобильных телефонов и передающих устройств. Но Telsim задерживает возврат денег почти на 18 месяцев и, очевидно, не имеет намерения выплачивать долги. Поставленное оборудование было слишком низкого качества, говорят сейчас в турецкой компании.
Гиганты чувствуют себя обманутыми. В качестве обеспечения кредита Motorola получила в 1998 почти 66% акций Telsim. Посредством тайного увеличения уставного капитала Узаны сократили пакет американской фирмы до 22%. Поэтому в США и Великобритании в суде рассматриваются иски к Узанам по поводу подлога, вымогательства и заговора. Недвижимость и роскошные лимузины турецкого клана в Нью-Йорке по постановлению суда уже описаны, банковские счета заблокированы.
С приходом в политику, считают наблюдатели, Джем Узан попытается нанести решающий ответный удар. Если он попадет в парламент, он получит не только политическое влияние, но и иммунитет от уголовного преследования.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях