Статьи по дате

Le Temps | 21 октября 2002 г.

Русские не увидят фильм "Мазепа"

Лоран Николе

"Я вырву тебе глотку, смердящий пес! Солдаты, убивайте всех украинцев!" Таков ответ царя Петра Великого предводителю казаков Мазепе, только что поднявшему за него следующий тост: "Спасибо, великий тиран, за разрушение Украины". Неизвестно, состоялся ли в действительности такой разговор в 1709 году в момент Полтавской битвы между шведами и русскими, когда гетман Мазепа изменил царю, перейдя на сторону его скандинавских врагов, обещавших предоставить Украине независимость. Во всяком случае эта сцена присутствует в фильме Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу". Уже не в первый раз фигура Мазепы ? предателя в глазах русских и национального героя в глазах украинцев ? становится художественным персонажем: Лист посвятил ему симфоническую поэму, а Чайковский ? оперу. Сейчас интрига состоит в том, что Украина, обретя независимость 11 лет назад, пытается найти свою самобытность, отличающую ее от русского соседа, с которым она разделяет значительную часть культуры и истории.

В этой ситуации лента о Мазепе пришлась очень кстати. Впрочем, украинцы не поскупились: фильм, стоивший 2,5 млн. долларов ? целое состояние по меркам страны, ? стал самой крупной кинематографической продукцией за всю историю постсоветской Украины. Разумеется, фильм изображает Петра Великого как жестокого и полубезумного человека, который, например, предается содомии с одним из собственных солдат. Но для сына режиссера, Филиппа Ильенко, одного из трех актеров, играющих Мазепу, "фильм лишь ставит вопрос: каково место Украины в мире? И каждый может составить об этом собственное мнение".

В фильме Мазепа разворачивает карту Европы в форме женщины, и самое интимное место занимает на ней Украина ? страна, многократно изнасилованная захватчиками. "Это не антирусский фильм", ? объясняет Филипп Ильенко, ? это фильм антиимпериалистический". Он уверен, что апогей власти Петра Великого настал после его победы над шведами (и последовавшей за ней казнью украинских изменников), которая впервые возвела Россию в ранг великой державы. Прежде чем начать свое шествие по Украине, эта бессвязная лента, в духе откровенного китча нагромождающая сцены военного и сексуального насилия, уже успела привести в замешательство устроителей Берлинского фестиваля. "Апокалиптические сцены, намалеванные цветами поздравительных открыток", ? иронично высказался критик. Разумеется, русский критик.

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru