Tagesspiegel | 21 октября 2004 г.
Враг найден
Эльке Виндиш
Видимо, кремлевские властители считают, что страна не готова воспринять всю правду, правду о захвате заложников в Беслане, в ходе которого в начале сентября погибли более 340 человек. Большинство членов комиссии, которые расследовали трагические события, являются выходцами из спецслужб, полиции и армии. Они неизбежно подыгрывают политикам. А у тех есть все основания сваливать ответственность за собственные провалы и недочеты на других.
В отчете комиссии вся вина за смерти в Беслане возлагается на террористов. Вследствие этого российский парламент в среду во втором чтении принял проект бюджета, в котором предусматривается выделение гораздо больших денег на борьбу с терроризмом, чем до сих пор. К расходам на сферу безопасности добавлено примерно 275 млн долларов. Но такая концентрация на борьбе с терроризмом после Беслана вызывает сомнения, потому что при этом не уделяется внимания упущениям самой Москвы.
Похожая ситуация была уже два года назад по время захвата "Норд-Оста". Была назначена независимая следственная комиссия, как того потребовала демократическая оппозиция, которая тогда еще была представлена в парламенте. Ее представители расследовали события на свой страх и риск и отчасти пришли к результатам, которые существенно отличались от официальных.
Они еще тогда подняли по крайней мере столько же вопросов, сколько поднял нынешний отчет по Беслану. Эти вопросы с большой степенью вероятности останутся без ответа. Не будет и организационных последствий, которых всегда жаждет российский народ, когда случаются такого рода катастрофы.
Хотя в телеобращении сразу же после захвата заложников Путин раскритиковал так называемых силовиков - военных, милицию и спецслужбы, заявив, что они несвоевременно и не в полном объеме распознали новые угрозы, однако реальных изменений не последовало.
Потому что речь идет о собственной власти. Несмотря на рейтинг, который по-прежнему составляет 50%, реальная власть Путина, судя по всему, меньше, чем он и его ближайшее окружение готовы признать. Она в основном исчерпывается возникшими еще во времена КГБ группировками, которые уже заняли большинство ключевых позиций в управлении. Путину нужна их лояльность, чтобы на президентских выборах 2008 года, если ему самому не разрешено будет участвовать, провести своего кандидата. В качестве преемника называется министр обороны Сергей Иванов, так же, как и Путин, выходец из спецслужб.
К тому же осведомители на невидимом фронте нужны главе Кремля для проведения в жизнь своего "принципиально нового подхода", о котором он тоже объявил сразу после Беслана. Хотя Путин заверил, что будет строго придерживаться конституции, однако при помощи большинства в две трети мест, которым располагает в Думе кремлевская партия "Единая Россия", конституцию можно переписать в любой момент. Тем самым будет открыт путь для дальнейшего свертывания демократии.
Что такие опасения оправданны, ясно показывают планы перейти в ближайшее время к фактическому назначению губернаторов, которые сейчас избираются народом. Тем самым российская "федерация" становится пустым звуком. В централизованном унитарном государстве шансы на политическое урегулирование чеченской проблемы сводятся к нулю. Поэтому повторения бесланской трагедии нельзя исключать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях