La Repubblica | 21 октября 2008 г.
Где мир зависит от Красной армии
Пьетро Дель Ре
В сегодняшнем номере газеты La Republica опубликован репортаж корреспондента Пьетро Длеь Ре из Абхазии.
Мост через реку Ингури охраняет подразделение под командованием офицера крошечной абхазской армии Анри. Через этот мост в последние недели на территорию Грузии проходили российские войска, оккупировавшие порты на Черном море, разрушившие системы радаров, конфисковавшие то немногочисленное вооружение тбилисской армии, которое не могли уничтожить с воздуха МиГи. Но 10 октября российские войска вновь прошли через мост и направились домой. "Но не все", - улыбается офицер. Действительно, пишет автор, многие подразделения останутся в Абхазии. До 10 тысяч военнослужащих, как сообщают дипломатически источники. "Там, в предгорье, - говорит Анри, - они построят свои новые военные базы. И мы, имея за спиной Москву, сможем наконец защитить нашу родину".
Автор рассказывает о том, что сейчас в Абхазию можно попасть только через пограничный переход в Сочи. Пересекаешь границу и понимаешь, что оказался в стране, пережившей трагедию войны: вдоль прибрежного шоссе памятные черные плиты с изображением погибших защитников родины, их портреты (почти все они погибли 20-летними) на растяжках и плакатах на всех улицах страны. Там, где раньше были конные статуи, установлены покрашенные заново, блестящие танки.
В этом году сепаратистская республика отмечает 15-ю годовщину "победы" в войне с Грузией. Но раны, оставленные этим конфликтом, пишет автор, до сих пор не зарубцевались: так и не восстановлены каждые три из пяти разрушенных в результате обстрелов домов. От Сухуми, прежнего курорта советских трудящихся, до самого маленького селения страна напоминает Дрезден до восстановления.
После "библейского исхода" из Абхазии грузин, армян и греков, бежавших от войны, население республики сократилось с 500 до 220 тысяч человек. Историк и советник президента Сергея Багапша Станислав Лабока говорит, что "война закончилась, теперь у нас есть будущее". Будущее, о котором говорит Лабока, связано с признанием независимости Абхазии Россией, а позднее также Никарагуа и "Хамасом" в Газе. На вопрос о том, не боятся ли абхазы аннексии со стороны России, он отвечает: "Почему я должен ее бояться? У нас нет альтернативы. Или Москва, или смерть. Если мы вновь станем частью Грузии, для нас, абхазов, настанет конец. Тбилиси ненавидит наш народ".
В 1931 году грузин Сталин ввел своим указом Абхазию в состав Грузии. В его даче, построенной в стиле Liberty на берегу моря в Сухуми, теперь располагается персонал миссии ООН. Все, что не относится к военной сфере, несет печать разрушения и запустения. Единственной радостной ноткой в этой безысходной картине стали деревья с созревшей хурмой, которую теперь никто не собирает. "Кто повинен во всем этом? Мы все виноваты: абхазы и грузины, - говорит Милор Шамба, директор одной из местных НПО. - У свободы есть цена. Мы за нее заплатили очень дорого".
Следуя на юго-восток страны, в Галльский район, корреспондент итальянской газеты отметил появление первых баз российских голубых касок. Пьетро Дель Ре отмечает, что в августе, опасаясь того, что после Южной Осетии Грузия начнет обстреливать и эту отколовшуюся республику, Москва поспешно увеличила контингент своих войск в Абхазии. "Российское вторжение в Грузию ускорило ход событий. Вплоть до признания нашей независимости", - говорит историк Лабока. И после этого в Абхазию вернулись российские инвесторы и начали восстанавливать виллы вдоль элегантного морского побережья Сухуми. Для Абхазии может начаться новая эра. Будущее, полное надежд. Что ж, возможно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях