Time | 21 октября 2009 г.
Что стоит за дипломатической пощечиной, которую Иран дал Франции
Брюс Крамли и Тони Карон
Едва ли кого-то удивит тот факт, что Иран хочет исключить Францию из сделки по дообогащению урана за рубежом, пишет Time. Внесение раскола в стан противников и изоляция наиболее враждебно настроенных всегда были краеугольным камнем дипломатии Тегерана. А сейчас именно президент Франции Николя Саркози занял позицию "плохого полицейского", угрожая Ирану новыми санкциями и призывая Барака Обаму избрать более жесткую линию.
Как отмечается, во вторник Иран нанес ответный удар, приняв унизительное для Парижа решение: Франция должна быть исключена из схемы по переработке большей части иранского низкообогащенного урана в топливо для реактора по производству изотопов в медицинских целях. Тегеран подчеркнул, что нет полной уверенности, будет ли Франция исполнять все принятые на себя обязательства.
Иранские дипломаты даже задержали начало переговоров в Вене, настояв на том, что представителям Франции ни к чему находиться в помещении. В конце концов французские дипломаты все же остались, однако иранская сторона заявила, что не приемлет Францию в качестве поставщика. Как сообщает The New York Times, компромисс был найден: Тегеран заключит сделку с Москвой, которая, в свою очередь, подпишет отдельный контракт с Парижем. Таким образом, Исламской республике не придется иметь дело напрямую с Францией.
"Нам не нужно много топлива, и нам не нужно присутствие многих стран, - заявил министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки, отметив при этом желание Тегерана работать с Россией и США. - В присутствии Франции нет необходимости".
Совмещение выпада против Франции с предложением США и России, как поясняет издание, является классическим примером иранской дипломатии, основанной на принципе "разделяй и властвуй". Тегеран, возможно, идет на некоторые уступки, но при этом с удовольствием дает персональную пощечину Саркози.
Time напоминает, что со времени своего избрания в мае 2007 года президент Франции Николя Саркози стоит по иранскому вопросу на позициях, достойных "ястребов" из администрации Буша. Если Тегеран силой не будет лишен ядерной программы, взывал он к мировому сообществу еще в 2007 году, придется иметь дело с "катастрофической альтернативой: иранская бомба или бомбардировка Ирана". Дальше больше: в прошлом месяце на открытии очередной сессии Генассамблеи ООН Саркози, похоже, с иронией отозвался об умеренных и расплывчатых заявлениях президента Обамы по сдерживанию ядерного распространения. Сам французский лидер называл иранскую ядерную программу основной угрозой мировой безопасности и сетовал, что в течение трех последних лет ничего в этом направлении не делается. Неудивительно, заключает издание, что при первой же возможности иранцы "выбросили Францию из дипломатического автобуса".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях