Le Temps | 21 сентября 2005 г.
Забывать запрещается
Редакция
Теперь, после его смерти, никто не сомневается, что Симона Визенталя еще долго будут называть "охотником за нацистами". Этот несколько воинственный титул ассоциируется с местью. Однако этот человек, прошедший через Холокост, не только отомстил за все, что ему и его близким пришлось пережить. Выжив в лагерях смерти, свою вторую жизнь он посвятил преследованию злостных организаторов и рядовых палачей - вершителей геноцида евреев. Тем самым он возвестил истину, которую не может игнорировать ни один народ: забывать запрещается, подводить черту под военными преступлениями и геноцидом нельзя. Этого требует память о мертвых. Этого требует и право жертв на торжество правосудия.
После Второй мировой войны, когда союзники учреждали Нюрнбергский международный трибунал, их целью было осудить самых главных нацистских преступников. Ценность этих процессов, рассуждали они, будет в их показательности. Они позволят свершиться катарсису. Победители, как и новые элиты побежденной Германии, рассчитывали, что Нюрнберг поможет забыть о прошлом и двинуться вперед.
С упорством, граничившим с одержимостью, Симон Визенталь боролся против этой концепции. Он отверг идею коллективной ответственности немецкого народа, из-за которой нацистские мучители могли исчезнуть под завесой анонимности и пользоваться безнаказанностью. О том, чтобы забыть прошлое, и речи быть не могло. Симон Визенталь выступал против замалчивания совершенных преступлений не только в Германии, но и в Израиле, который больше стремился строить, чем вновь и вновь погружаться в былые страдания. Он был против того, чтобы все начинать с "чистого листа", так как, говорил он, "убийцы памяти готовят условия для завтрашних убийств".
Симон Визенталь был одним из предтеч международной юстиции в том виде, в каком она существует последние двадцать лет. Его личная борьба, отмеченная такими памятными успехами, как поимка Адольфа Эйхмана, позволила появиться понятию "преступление, не имеющее срока давности". Постепенно к этому пришло и все международное сообщество. Борьба чилийских судей против Аугусто Пиночета или прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии Карлы дель Понто против Радована Караджича - тому свидетельство.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях