The Times | 21 сентября 2006 г.
Венгрия? Это еще цветочки!
Адам Лебор
Когда страны, не разобравшиеся с тяжелым наследием прошлого, вступают в ЕС, они начинают считать, что получили право вести себя как угодно.
"Осень и горе рождены одной матерью" - написал однажды венгерский писатель Дьюла Круди. Но в эти дни все не так возвышенно. Центр Будапешта затянут дымом и слезоточивым газом, повсюду на улицах - сгоревшие машины. Что происходит с этим миром? Венгрия казалась успешным примером для всего региона: у нее стабильное правительство, постоянный приток зарубежных инвестиций и талантливый народ, на счету которого множество изобретений мирового значения - от шариковой ручки до водородной бомбы. Да, дефицит бюджета в этом году достигает 10,1% от ВВП, из-за чего вступление в зону евро откладывается до 2010 года, но, если проявить финансовую изобретательность, с этим тоже можно справиться. А превзойти в искусстве обращения с деньгами бывших коммунистов - теперешних капиталистов, управляющих страной, мало кто может.
Непосредственной причиной восстания послужили откровения премьер-министра Ференца Дюрчаня о том, что правительство социалистов "врало по утрам, по вечерам и по ночам". Первой реакцией большинства венгров было удивление - почему он ничего не сказал про день? Но в это неспокойное время Венгрия готовится встретить 50-ю годовщину восстания. В октябре 1956 года точно так же, в ночь на вторник, площадь Республики в Будапеште стала полем боя - в тот раз гораздо более кровавого, чем на этой неделе. Здесь толпа расстреливала и линчевала партийных чиновников и юных новобранцев ненавистной полиции. Сейчас здание, прежде принадлежавшее Компартии, занимает Социалистическая партия. Однако мемориальная доска в память об убитых "контрреволюционерами" - именно так коммунисты окрестили восставших - остается на своем месте, хотя и занавешена.
Вряд ли найдется символ, лучше отражающий двойственность, с которой в Венгрии вспоминают о событиях 1956 года. Для правых эта доска олицетворяет позорную неготовность социалистов признать преступления прошлого. Восстание было вскоре подавлено советскими танками. Но именно венгерские суды приговаривали борцов за свободу к смерти, и венгерские палачи приводили приговоры в исполнение. До сих пор многие поносят коммунистов, называя их предателями. Их преемники, социалисты, настаивают, что Компартия в 1980-е годы, когда Дюрчань был активным участником молодежного коммунистического движения, сильно отличалась от Компартии 1950-х. Но не до такой степени, чтобы снять мемориальную доску.
К середине недели правительству, казалось, удалось обуздать насилие. Однако следует быть готовыми к дальнейшим вспышкам в Центральной Европе, поскольку там остается масса нерешенных проблем. Кажется, будто со вступлением стран региона в ЕС и началом притока субсидий они решили, что могут вести себя как угодно. Старая вражда, приостановленная на время вступления в ЕС, внезапно ожила вновь. В конце концов, до сих пор ни одна страна не была исключена из ЕС.
Сражаясь с выступлениями у себя на родине, правительство Дюрчаня ведет ожесточенные словесные баталии со Словакией. Вероятно, вскоре венгерские националисты потребуют от этой страны принять обратно историческое название Фелвидек, то есть "Северные земли" - именно так ее называли венгры в эпоху Габсбургов. У Словакии определенно есть проблемы. Недавно образованное государство находится под управлением странной коалиции, возглавляемой популистом левого толка Робертом Фицо в союзе с крайне правой Национальной партией Словакии.
Лидер НПС Ян Слота известен пьяной клоунадой и злобными антирумынскими выпадами. Он обвиняет 600-тысячное венгерское меньшинство Словакии в "притеснении" большинства. Как меньшинство может притеснять большинство - одна из тех загадочных вещей, которые понимают только политики в Центральной Европе. Однажды, будучи в подпитии, в своей речи он угрожал двинуть на Будапешт танки и сравнять город с землей.
В любом случае, общие границы не пробудили соседских чувств. Скорее наоборот. Ссора между соседями, которая все больше беспокоит Брюссель, началась с того, что несколько венгерских учителей были арестованы за проведение экскурсии по Братиславскому собору. В чем причина? Считается, что учителя нарушили закон, который гласит, что все экскурсоводы должны иметь официальное разрешение. В большинстве стран это не повод для вмешательства полиции. Но во всем, что касается венгров, словаки настроены весьма предвзято.
Тысяча лет, проведенная под властью Венгрии, явно не пошла Словакии на пользу, и сейчас, кажется, наступило время для мести.
Новым полем битвы между словаками и мадьярами стал интернет. Словацкие скинхеды размещают на сайте YouTube.com провокационные видеоролики, демонстрирующие, как сжигают венгерские флаги и выкрикивают антивенгерские лозунги под аккомпанемент в стиле хэви-металл. Вы можете сказать, что самым правильным ответом на подобную глупость было бы просто игнорировать ее. Но мадьяры так же вспыльчивы, как и их соседи. Власти выразили возмущение одним из роликов, заявив, что он "оскорбляет национальное достоинство", и ролик исчез из сети.
А события продолжают развиваться. Этнические венгры, живущие в Словакии, жалуются, что подвергаются насилию и преследованиям за употребление венгерской речи. Фурор произвело сделанное венгерской девушкой заявление о том, что она была ограблена двумя скинхедами, написавшими ей на блузке: "Венгры, убирайтесь за Дунай". Словацкие власти вскоре заявили, что она все это выдумала.
Учитывая глобальную задачу по модернизации региона, остается только удивляться, как политики находят время на такую ерунду. А вскоре таких проблем станет больше: в Румынии, которая, по-видимому, вступит в ЕС в будущем году, проживает около двух миллионов венгров. Но, возможно, не следует чересчур отчаиваться: всего несколько лет назад политические споры в Восточной Европе решались с помощью стрельбы, а не выборов. А сетевая война посредством YouTube.com куда безобиднее настоящей войны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях