Financial Times Deutschland | 21 сентября 2011 г.
Олигарх Прохоров чувствует себя жертвой Кремля
Верена Дитхельм
Предприниматель, экс-лидер партии "Правое дело" Михаил Прохоров дал Financial Times Deutschland интервью, в котором открестился от образа подручного власти и дал понять, что считает себя "жертвой противостояния модернизаторов и консерваторов в российской политике", пишет Верена Дитхельм.
"Я никогда не был проектом Кремля. Решения я всегда принимал самостоятельно", - заявил Прохоров. Идею возглавить партию ему подал "хороший знакомый, не имеющий никакого отношения к политике", а окончательно решение он принял самостоятельно. "Главная задача была - изменить обстановку таким образом, чтобы мы начали поворачивать на путь развития". Причины неудачи с "Правым делом" видятся олигарху следующим образом: "Консерваторы всегда нервничают, когда происходит что-то им неподконтрольное... В моей партии были люди, которые состояли в ней еще до меня, и они тихо ждали своего часа. Потом они получили команду (известно откуда) и приступили к активным действиям. Мне не хватило времени на чистку партии". После выхода из "Правого дела" Прохоров, по его словам, взял десятидневный тайм-аут, в течение которого намерен решить, оставаться ли ему в политике. Бизнесмен все еще надеется на встречу с президентом Дмитрием Медведевым или премьер-министром Владимиром Путиным - соответствующие запросы он ранее отправил в их канцелярии.
Прохоров подтвердил, что "никаких проблем" в связи с политической или коммерческой деятельностью у него не возникает. Насчет своих коллег-бизнесменов, которые никак не проявляют своей политической позиции, он сказал: "У других - другие планы. Не могут все идти в политику... Они просто не высказывают свое мнение в открытую... Они не сидят без дела. Просто не публично. Я пошел в публичную политику, и поэтому моя позиция стала публичной".
"У меня нет конфликта с каким-то определенным человеком, - сказал Прохоров. - Куда правильнее будет сказать, что в российской политике имеется два течения. Есть крыло консерваторов и крыло модернизаторов или инноваторов... В принципе речь идет о конфликте двух идеологий. И то, что произошло, - это лишь событие местного значения, которое выплеснулось на всеобщее обозрение". Собеседник Financial Times Deutschland пояснил, что борьба идет не между двумя "крыльями" тандема, а между двумя группировками "умных людей" - советников при президенте и премьере, предпринимателей, - которые по-разному видят будущее страны: одни выступают за реформы, другие их боятся. "В других странах это происходит в рамках борьбы политических партий. У нас эта борьба идет не только между политическими партиями, но также и внутри партий имеются различные течения. Просто есть разные направления... Задача именно в том, чтобы люди, выступающие за развитие, выиграли в борьбе программ и идей. Чтобы будущий президент был сторонником развития, чтобы Россия стала лучшей страной мира. Все остальное - мелочи".
"В настоящее время в мире происходят огромные перемены. Во всех странах. Наша страна сидит на горе сырья, и очень важно срочно диверсифицировать экономику", - сказал Прохоров. По его мнению, речь идет о "системном кризисе", который потребует "новой модели руководства... Возникает вопрос, сможет ли руководство страны принять ответственное решение, в каком направлении стране двигаться".
"У нас молодая страна, и поэтому наша система имеет определенные особенности. Однако это не значит, что мы идем в какую-то другую сторону. Эта борьба идеологий у нас протекает через посредство администрации президента, правительства и партий. Я за демократические перемены и ускорение развития. Именно сейчас у нас есть уникальный шанс [сделать так], чтобы Россия заняла достойное место в новом мировом порядке. При наличии верной стратегии страна получит шанс быть успешной, процветающей и свободной. Я бы хотел в этой стране жить". Перемены в России Прохоров считает возможными лишь при условии перемен во власти. "Только я категорически против революции, - пояснил он. - Я хорошо знаю историю нашей страны. После каждой революции были серьезные проблемы. Я за то, чтобы начать изменение системы изнутри. Это была наша программа".
"Самое важное, чтобы инновации и модернизация дошли до микроэкономики. Но тут есть проблема. Нужно гарантировать независимость судов. Чтобы частная собственность и инвестиции были защищены. Важно создать конкуренцию. Начинать нужно на уровне малого и среднего бизнеса. Когда человек поймет, что для всех действуют единые правила, и возможности дальнейшего развития есть лишь у тех, кто талантливее, образованнее и успешнее, тогда все общество получит импульс к развитию".
На вопрос интервьюера, почему он воздерживается от критики Путина, Прохоров ответил: "У нас много людей, которые все свои силы тратят на критику. Я всегда иду по пути переговоров". Медведев и Путин, с его точки зрения, "это члены одной команды". Прохоров "полностью поддерживает" проект Сколково. При этом он считает, что инноград должен "продвигаться дальше. Если бы особый статус был распространен и на другие инновационные города, тогда в науке было бы больше состязательности".
Россия, по мнению Прохорова, предоставляет "уникальную возможность для инвестиций в инфраструктуру и полезные ископаемые. Возможности безграничные. Естественно, нужно привлекать иностранный капитал. Я хотел бы напомнить, как развивался мир после войны: сначала план Маршалла, потом Япония, потом Китай. У меня такое впечатление, что на очереди Россия. Существует большое количество горячих денег, около миллиарда евро, которые в течение 15-20 лет должны быть инвестированы в развитие нашей страны. Эти деньги, которые ищут свое предназначение, нужно инвестировать".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях