The Jerusalem Post | 22 апреля 2008 г.
К чему в действительности стремится "Хамас"?
Халед Абу Тоаме
Спустя более двух лет после прихода "Хамаса" к власти в результате парламентских выборов, состоявшихся в январе 2006 года, и спустя почти год с того момента, когда это движение взяло полную власть над сектором Газа, его основная цель остается прежней: добиться, чтобы международное сообщество его признало.
"Хамас" предъявляет очевидный аргумент: раз мы победили на свободных и демократических выборах, нас положено признать.
Но "Хамас" сознает: если он не примет условия, поставленные международным сообществом (о признании права Израиля на существование, отказе от насилия и признании более ранних соглашений между палестинцами и Израилем), трудно будет убедить мир, чтобы тот изменил свое отношение к данному движению.
По-видимому, на днях "Хамас" одержал чисто символическую победу - экс-президент США Джимми Картер встретился в Рамаллахе, Каире и Дамаске с лидерами движения. Для некоторых руководителей "Хамаса" тот факт, что один из бывших американских президентов готов без предварительных условий вести диалог, равносилен признанию законности движения и его будущей роли в любом политическом процессе.
Они надеются, что встречи с Картером ознаменуют начало конца международного бойкота "Хамаса" и блокады сектора Газа. Руководство "Хамаса" выразило надежду, что переговоры с Картером подготовят почву для того, чтобы другие видные западные деятели встречались с Халедом Машалем и высшими представителями "Хамаса".
Однако, как показали результаты переговоров с Картером, "Хамас" занимает такую же вызывающую позицию, как и всегда, и все еще далек от того, чтобы пойти на серьезные уступки, на базе которых возможно прекращение бойкота.
Единственная уступка, которой Картер сумел добиться от Машаля, - это обещание разрешить капралу Гиладу Шалиту (военнослужащему ЦАХАЛа, который был похищен и почти два года содержится где-то в секторе Газа) послать еще одно письмо семье.
В остальном позиция "Хамаса" по основным вопросам, как-то перемирие с Израилем и признание права этой страны на существование, остается неизменной.
Лидеры "Хамаса" отвергли предложение Картера о заключении одностороннего перемирия сроком на 30 дней. Они настойчиво заявили, что любое прекращение огня должно быть "взаимным и одновременным".
"Хамас" давно отстаивает идею о том, что прекращение огня должно распространяться не только на сектор Газа, но и на Западный берег реки Иордан. Движение утверждает, что в прошлом, когда оно объявляло об одностороннем прекращении огня, Израиль не считался с этим и продолжал атаковать членов движения.
Если бы Картер изучил историю вопроса перед тем, как выдвигать свое предложение, он мог обнаружить, что Египет и другие арабские государства уже безуспешно убеждали "Хамас" принять то же самое предложение.
В том, что касается Шалита, "Хамас" полагает, что время работает на него: чем дольше движение будет выжидать, тем больше оно получит. Именно поэтому Машаль отверг предложение Картера о том, что Израиль освободит примерно 70 заключенных палестинцев в дополнение к членам "Хамаса", которые являются министрами и членами законодательного собрания, чтобы обменять всех их на Шалита.
"Хамас" считает Шалита своим ценным козырем. Движение уверено, что Израиль в конце концов не устоит перед его требованиями и отпустит несколько сотен заключенных палестинцев, многие из которых отбывают пожизненное заключение. Картер, по-видимому, и не подозревал, что Египет и Катар в течение последних двух лет не смогли склонить "Хамас" к смягчению его позиции по этому вопросу.
Вдобавок, если "Хамас" заключит "невыгодную сделку" касательно Шалита, его репутация в глазах рядовых палестинцев наверняка пошатнется.
За период, истекший с похищения Шалита, палестинцы очень сильно поплатились (в Газе было убито более 800 человек). Поэтому "Хамасу" требуется, чтобы из израильских тюрем было освобождено значительное количество заключенных. Движению необходимо продемонстрировать палестинцам, что понесенные ими потери были не напрасны.
"Хамас" также отверг требование Картера, чтобы движение признало право Израиля на существование. Максимум, чего Картер добился от Машаля, - это заявление, что движение признает существование палестинского государства в границах 1967 года, не признавая Израиль. Другими словами, "Хамас" дает понять: "Дайте нам что-нибудь на первое время, чтобы мы могли и дальше воевать за остальную часть Палестины".
Даже обязательство "Хамаса" "уважать" результаты национального референдума в Палестинской автономии, на который будет вынесено всякое мирное соглашение между палестинцами и Израилем, - это не новость. Как отметил Машаль в понедельник в Дамаске, в 2006 году "Хамас" уже согласился на референдум.
Однако Машаль четко разъяснил, что это согласие было частью всеобъемлющей договоренности между "Хамасом" и "Фатхом" и зависело от выполнения этой договоренности обеими сторонами. Поскольку эта договоренность провалилась, "Хамас" знает, что в нынешней ситуации, когда у палестинцев есть два разных административных образования: одно на Западном берегу, а другое в Газе, проведение референдума невозможно. Другими словами, "Хамас" говорит: "Да, мы поддерживаем проведение референдума - но только после того, как мы уладим наши разногласия с "Фатхом"".
Учитывая, что кризис продолжается, вероятность сближения сторон все так же далека.
Окрыленное результатами социологических опросов, гласящими, что "Хамас" продолжает пользоваться поддержкой многих палестинцев, движение использует обоюдоострую стратегию, призванную вынудить международное сообщество снять блокаду сектора Газа.
С одной стороны, "Хамас" решил усилить свои вооруженные нападения на "Израиль" в надежде, что они повлекут за собой полномасштабную операцию израильских войск и крупные потери с обеих сторон, после чего Израиль будет вынужден под давлением международного сообщества смягчить ограничения на передвижение людей и вновь открыть КПП на границе с сектором Газа.
С другой стороны, "Хамас", благодаря помощи популярного телеканала "Аль-Джазира", ведет наступление дипломатическими средствами, пропагандируя свое требование о прекращении бойкота. На прошлой неделе "Хамас" одержал еще одну победу в области пиара: Картер осудил блокаду сектора Газа, назвав ее зверством.
Однако мишенью кампании "Хамаса" является не только Израиль, но и другие арабские государства, в первую очередь Египет. В последние дни многие лидеры "Хамаса" один за другим распространяют публичные заявления, где решительно осуждают правительства арабских государств за то, что те не помогают палестинцам добиться снятия блокады. В основном критика адресована Египту, который не открывает КПП Рафах и продолжает накладывать суровые ограничения на передвижения палестинцев, проживающих в секторе Газа.
Источники, близкие к "Хамасу", утверждают, что движение вряд ли переменит свою стратегию по всем основным вопросам. В лучшем случае "Хамас" может согласиться на временное перемирие с Израилем, поясняют источники. Но даже в таком случае "Хамас" хочет заключить подобное соглашение с позиции силы, а не как признание своей слабости.
Нападение на КПП Керем-Шалом, случившееся в минувшую субботу, было составной частью усилий "Хамаса" осуществить крупномасштабную операцию, которая вызовет шок в Израиле и заставит его согласиться на перемирие. Тогда "Хамас" мог бы утверждать, что перемирие стало результатом его "победы в боевых действиях", а не признаком слабости с его стороны.
Также по теме:
Оптимистичная ересь Джимми Картера (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях