Статьи по дате

The Wall Street Journal | 22 ноября 2006 г.

США могут использовать межэтнические противоречия для сдерживания Ирана

Джей Соломон

Призыв к суннитским государствам выступить против шиитского режима может привести к беспорядкам

По мере того как возрастает давление на Белый дом с целью добиться переговоров с Ираном, администрация Буша пытается создать широкую коалицию суннитских арабских государств, чтобы сдержать шиитский режим Тегерана.

Уже с весны США пытаются расширить сотрудничество с Саудовской Аравией, Иорданией и другими союзниками на Ближнем Востоке, говорят американские чиновники. Вашингтон пытается действовать на всех направлениях, от осуществления совместного морского патрулирования до создания регионального противоракетного щита для этих стран. Министерство финансов работает еще и над тем, чтобы ввести санкции против компаний и лиц, которые, как считается, помогают Тегерану продвигать ядерные программы.

Эти шаги подчеркивают озабоченность Вашингтона растущим влиянием Ирана в регионе. Однако они предпринимаются в тот момент, когда Ближний Восток и Южная Азия переживают обострение суннитско-шиитского насилия, в особенности в Ираке, Ливане и Пакистане. Многие дипломаты и специалисты по Ближнему Востоку обеспокоены тем, что попытки США сыграть на религиозной и этнической розни между шиитским Ираном и его преимущественно суннитскими соседними государствами могут подогреть региональное насилие, при том что Пентагон пытается уменьшить свое военное присутствие в Ираке и Афганистане.

Опасения были вчера подкреплены убийством неизвестными вооруженными лицами авторитетного христианина, министра проамериканского правительства Ливана. Это событие, как многие опасаются, может стать началом очередного раунда гражданской войны в стране.

"Все рассуждения о сдерживании Ирана могут подстегнуть экстремистские формы соперничества" между антииранскими суннитами и проиранскими шиитами, считает Вали Наср, эксперт по Ближнему Востоку Высшей морской школы в Монтерее, Калифорния.

Цель - отвлечь Иран от вмешательства в дела соседей, а также от разработки ядерного оружия. В последние недели США посылали противоречивые сигналы относительно своей стратегии в этих вопросах и на Ближнем Востоке в целом. С нетерпением ожидаемый доклад независимой группы во главе с бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером и бывшим депутатом от республиканцев Ли Хамильтоном должен, как предполагают, рекомендовать Белому дому привлечь в декабре и Иран, и Сирию к работе по снижению уровня межрелигиозного, межэтнического и повстанческого насилия в Ираке. Иран, как полагают, вооружал и финансировал шиитские отряды в Ираке, такие, как "Армия Махди" и "Бригады Бадра", которые борются с повстанцами-суннитами в Центральном и Западном Ираке. США также обвиняют Сирию в том, что она облегчила приток бойцов "Аль-Каиды" и других иностранных боевиков в Ирак.

Бейкер говорит, что, по его мнению, Тегеран и Дамаск разделяют заинтересованность Вашингтона в предотвращении роста насилия в соседнем Ираке, ибо оно может перекинуться и через границу. Многие официальные лица, отвечающие за борьбу с терроризмом, считают, что Иран также разделяет цели США в борьбе с "Аль-Каидой" и другими военизированными суннитскими организациями, которые на протяжении истории неоднократно угрожали сообществам мусульман-шиитов.

Тем не менее президент Джордж Буш и другие высокопоставленные лица в США неоднократно выражали сомнения в том, что стоит искать поддержки Ирана или Сирии в решении иракской проблемы. Встречаясь с израильскими официальными лицами в последние недели, представители Белого дома продемонстрировали, что международные усилия по прекращению иранской ядерной программы они считают более важными, чем потенциальное сотрудничество с Тегераном по Ираку. Буш настаивает на своем адресованном Ирану требовании заморозить все работы по обогащению урана, прежде чем начнутся любые переговоры.

Многие аналитики говорят, что в конце концов Вашингтон окажется перед выбором: добиваться от Ирана решения ядерной проблемы или сотрудничать с ним в деле стабилизации обстановки в Ираке.

Пока что администрация Буша продвигается в направлении строительства единого фронта ближневосточных арабских государств, который будет противовесом Тегерану. Существовавший ранее баланс был нарушен в результате победы шиитского большинства в Ираке после того, как американцы свергли Саддама Хусейна. Американский ВМФ участвовал в нескольких военно-морских учениях в странах Персидского залива - это должно было продемонстрировать мощное присутствие США в регионе, говорят американские чиновники. В прошлом месяце американцы совместно с Бахрейном, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и десятком других стран проводили военные учения примерно в 30 км от иранских территориальных вод. Учения проходили в рамках принятой администрацией Буша "Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения" (Proliferation Security Initiative), которая призвана ограничить перемещение компонентов оружия и военных систем.

Представители Государственного департамента, в частности помощник секретаря по военно-политическим вопросам Джон Хиллен, в последние месяцы побывали в шести арабских государствах, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, а также в Египте, Ливане и Иордании, с тем чтобы модернизировать региональную систему обеспечения безопасности.

В последние месяцы Хиллен изложил амбициозную программу, позволяющую лучше интегрировать США в систему обеспечения безопасности Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Она включает развитие системы региональной морской безопасности и инициативы в области противоракетной обороны этих стран, более широкий обмен разведывательными данными и программу быстрого улучшения системы воздушной обороны.

"Иран вызывает серьезное беспокойство в регионе", его воспринимают как государство, стремящееся к "региональной гегемонии", сказал Хиллен на конференции по Ближнему Востоку, которая состоялась на прошлой неделе в Вашингтоне.

Разделение ислама на суннитскую и шиитскую ветви произошло из-за разногласий относительно того, кто должен стать наследником пророка Мухаммеда после его смерти в 632 году. Королевские династии и политические партии, принадлежащие к суннитской ветви, с тех пор удерживали власть практически во всем мусульманском мире, отведя шиитам роль подавляемого политически и экономически меньшинства. Иранская революция 1979 года привела к власти шиитскую теократию, которая подстегнула шиитскую политическую активность в регионе и вызвала у лидеров суннитов беспокойство по поводу усиления брожения среди их народов.

Многие арабские и американские официальные лица летом с беспокойством наблюдали военную мощь, продемонстрированную ливанской шиитской вооруженной группировкой "Хизбаллах" в борьбе против Израиля. Тегеран десятилетиями пестовал "Хизбаллах" в качестве силы, противостоящей США и Израилю, финансируя и вооружая ее. Сегодня, опираясь, наряду со своей военной силой, на широкую политическую и социальную поддержку, "Хизбаллах" фактически стала в Ливане "государством в государстве".

Лидеры суннитских арабских государств, таких, как Саудовская Аравия, Иордания и Египет, в последние месяцы предупреждали, что войны в Ираке и Ливане рискуют дестабилизировать региональное равновесие между суннитами и шиитами. Их беспокоит также и то, что их народы могут оказаться втянутыми в противостояние на стороне военизированных организаций и террористических групп на основе единства религиозных взглядов. Гражданская война в Ираке может заставить саудовцев подняться на борьбу, встав "плечом к плечу с "Аль-Каидой", сказал Джамаль Кашогги, советник саудовского принца Турки аль-Фейсаля, на уже упоминавшейся ближневосточной конференции в Вашингтоне.

Значительное число специалистов сомневаются в том, что вашингтонская стратегия сдерживания окажется эффективной. Не многие арабские правительства обладают вооруженными силами, способными в одиночку противостоять Ирану, при этом многие имеют за спиной население, симпатизирующее иранской позиции конфронтации с Соединенными Штатами и Израилем, говорят аналитики.

Без более сбалансированного подхода к израильско-палестинской проблеме - а этого вряд ли стоит ждать от администрации Буша - такие страны, как Саудовская Аравия, Египет, Катар и ОАЭ, скорее всего, сочтут невозможным открыто выступить на стороне США против иранского режима, чья поддержка движения "Хизбаллах" и палестинских группировок пользуется огромной популярностью среди арабских народов.

Более серьезные опасения связаны с тем, что возглавляемая США арабская коалиция против Ирана может довести до точки кипения и так уже тлеющие региональные конфликты. Особенно уязвим в этом отношении Ливан: суннитские и христианские политические партии в Бейруте крайне обеспокоены действиями "Хизбаллах", направленными на захват власти.

Ряд других стран также могут оказаться уязвимыми с точки зрения растущей напряженности в суннитско-шиитских отношениях, считают специалисты. Шиитское меньшинство в Саудовской Аравии живет в самых богатых природными ресурсами частях страны и все сильнее стремится к политической автономии. Афганистан и Пакистан в последние десятилетия уже были ареной жестоких межконфессиональных столкновений. А маленькие эмираты - Кувейт и Катар - с большим трудом сохраняют равновесие между суннитской и шиитской частями своего населения.

"США следует возглавить создание общей системы безопасности", которая будет покрывать и Иран и которая уменьшит межрелигиозное насилие, говорит специалист по Ближнему Востоку, президент Национального иранского американского совета Трита Парси.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru