The New York Times | 22 октября 2009 г.
Благодаря туннелям приграничные районы сектора Газа стали Меккой для покупателей
Тагрид Эль-Ходари
Рынок города Ниджма в секторе Газа у границы с Египтом - настоящая Мекка для покупателей, сообщает The New York Times. Товары - от телевизоров до автомобилей - продаются по завышенным ценам, так как доставляются контрабандой по туннелям, иногда в разобранном виде, пишет корреспондент Тагрид Эль-Ходари.
Прошлой зимой во время военной операции в Газе Израиль приложил все усилия для уничтожения туннелей, но вскоре их восстановили, сообщает издание. Если до войны туннели исчислялись сотнями, то теперь на отрезке границы длиной в 8 миль их, по некоторым сведениям, примерно 1500, а работают в них 30 тыс. палестинцев. Эту процветающую отрасль экономики никто даже не пытается скрывать. Покупатели приезжают со всей территории, а владельцы туннелей живут как короли. "Если блокаду снимут, я попаду в реанимацию", - заметил один из них, 22-летний Усама по прозвищу "Червяк".
Работников туннелей обслуживает круглосуточный продуктовый магазин "Дубай", куда из Израиля поставляются только молоко и йогурт, а остальное - от прохладительных напитков до печенья - заказывают из Египта. Товар перетаскивают в пластмассовых бочках, связанных между собой веревками. Эксплуатировать собственный туннель - дело доходное, но рискованное: Израиль регулярно бомбит туннели в ответ на обстрелы своей территории, а иногда их закрывают египтяне, чтобы приструнить "Хамас". Создан специальный синдикат, надзирающий за состоянием туннелей и защищающий права работников в случае гибели на рабочем месте, пишет газета.
Усама начал в 16 лет как землекоп, затем занялся контрабандой наркотиков и взрывчатки, а затем построил три туннеля (примерно по 300 тыс. долларов каждый) и переключился на контрабанду безобидных товаров - от живых овец до чипсов. Самое выгодное дело - импорт топлива, перекачиваемого по трубе, которая вделана в потолок туннеля. "Как всякий разумный бизнесмен, Усама качает топливо преимущественно после того, как Израиль блокирует его законный ввоз или бомбит туннели конкурентов", - отмечает издание. По словам владельцев, один туннель приносит миллион долларов с лишним годового дохода. Сами владельцы мечтают получить образование и заняться бизнесом в Марокко или Египте: "Что толку от денег, если никуда не можешь поехать?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях