The Times | 22 апреля 2002 г.
Жительница Лондона становится пятнадцатой жертвой голодовки в Турции
Эндрю Финкель и Даниел Макгрори
В последний раз позвонив своим друзьям в Лондон, 25-летняя Мерим Алтун еле слышным голосом сообщила им о своем намерении голодать до самого конца.
Спустя несколько недель, 1 апреля - через 301 день после полного отказа от твердой пищи - она умерла в турецкой больнице.
Алтун стала пятнадцатым человеком, умершим в результате голодовки, начатой в знак протеста против условий содержания заключенных в Турции.
Когда в 1981 году десять республиканцев умерли в результате голодовки в североирландской тюрьме "Мейз", это вызвало бурную реакцию мировой общественности; в то же время голодовка, в которой приняла участие Алтун, осталась почти незамеченной за пределами Турции, в то числе в районе Северного Лондона, где она жила.
"Никто, кроме коллег по работе, даже не знает ее имени, - сожалеет Гуркан Гур, работавший вместе с ней в Лондоне. - 50 человек, включая эту молодую женщину, объявили бессрочную голодовку, но это никого не волнует".
Алтун родилась в Турции, но в 1991 году переехала в Эдмонтон к своим родителям, которым к тому времени уже предоставили убежище в Великобритании.
Там она была зачислена в колледж, однако все свободное время Алтур проводила, активно участвуя в различных общественных мероприятиях и демонстрациях правозащитников.
Алтун исповедовала революционные взгляды и ненавидела турецкий режим. Ее брат Кахраман погиб, устанавливая взрывное устройство в Измире в 1991 году в знак протеста против визита Джеймса Бейкера, в то время занимавшего пост госсекретаря США.
Она не скрывала своих политических убеждений, хотя, по словам ее приятеля Селвер Окура, никогда не прибегала к насилию. "Она была очень серьезной девушкой, которая не могла жить размеренной лондонской жизнью в то время, как ее друзья и коллеги подвергались преследования в Турции". По словам Окура, Алдан нравилось танцевать и писать стихи, но ее главным увлечением была политика.
В 1998 году она сообщила друзьям, что решила вернуться в Турцию. "Алдан знала, какие опасности ее там подстерегают, но она жаждала принять участие в борьбе", - подчеркнул Гур.
В декабре того же года Алтун арестовали за принадлежность к запрещенной народно-революционной освободительной партии и отправили в стамбульскую тюрьму Umraniye. Она утверждала, что во время допросов ее пытали электрическим током, окунали голову под воду и отводили в лес, угрожая казнью.
Затем турецкое правительство решило прекратить размещать осужденных и находящихся под следствием террористов в больших камерах, похожих на комнаты в общежитиях, и стало сажать их в тесные камеры, рассчитанные лишь на трех заключенных.
Сотни заключенных решили в связи с этим выразить свой протест, и в октябре 2000 года 816 заключенных 36 турецких тюрем начали голодовку.
Алтун была в числе тех, кто решил стоять до конца. Чтобы продлить свою борьбу, она принимала витамин В1 для поддержания нервной системы и пила чай и воду, добавляя в них сахар и соль.
"Мы пытались уговорить ее изменить решение, однако она настояла на своем", - заявил ее отец Хусейн Алтун, навещавший ее в больнице.
Она лишилась зрения. Она постоянно теряла сознание. Большая часть жизненно важных органов Алтун перестали функционировать, но она отказалась от принудительного кормления. Она умерла, не дождавшись, пока ее дело будет рассмотрено в суде.
У Алтун не было британского гражданства, но ее друзья и коллеги в Лондоне возмущены тем, что британское правительство ничего не предприняло, чтобы ей помочь.
А тем временем в Турции 120 заключенных продолжают голодовку, которая подрывает их здоровье, но почти не привлекает к себе внимание общественности как в Турции, так и других странах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях