Süddeutsche Zeitung | 22 апреля 2003 г.
Процессия новой свободы
Хайко Флоттау
Какой повод для праздника у шиитов и что рассказывает о диктаторе школьный приятель Саддама Хусейна
Здесь, в Тикрите, у истоков катастрофы, поворот в иракской истории успел оставить свои следы. Уже через несколько дней после свержения Саддама Хусейна в его родном городе американские морские пехотинцы пробуют общаться с местным населением. Довольно неловко один из завоевателей, принятый вполне любезно, пытается купить блок сигарет "Майами" и блок "Мальборо". Конечно, не фирменные, а турецкую подделку. Однако морпех великодушно протягивает 20 долларов, и старик-торговец в длинной накидке и национальном платке с благодарностью, почти не веря своей удаче, берет деньги ? обычно это его двухмесячная выручка.
Рядом стоит группа иракцев и беседует с приехавшими журналистами. Еще одну-две недели тому назад какой-нибудь сотрудник всемогущих спецслужб Саддама Хусейна обязательно помещал бы такому открытому обмену мнениями. Здесь, в родном городе исчезнувшего теперь диктатора, в шиитском центре страны радуются исчезновению Саддама Хусейна.
В нескольких километрах отсюда находится деревня Авидша. Ее название переводится как "кривая" или "поворот", потому что она лежит в излучине Тигра. Здесь 30 апреля 1937 года родился Саддам Хусейн, а сегодня проживает около 250 семей, в основном в красивых виллах. Мы ищем дом, где родился Саддам Хусейн, и какой-то мужчина приглашает нас в свой сад. Температура не слишком высокая, небо закрыто облаками, есть чай и вода. Хозяин дома Амаль Хазза Али одет в серо-коричневый дишдаш, легкую длинную - до пола - одежду арабов Персидского залива. Амаль Хазза Али ? уже на пенсии, когда он еще работал, у него была хорошая должность, он был генеральным директором в министерстве воспитания в Багдаде.
Король по профессии
Амаль Хазза Али ? дальний родственник Саддама Хусейна, они члены одной и той же семьи аль-Беджат. Знал ли он Саддама Хусейна? Да, говорит Хазза Али, в свое время, будучи в пятом классе, он учился в Тикрите вместе с Саддамом Хусейном. Поскольку Саддам пошел в школу только в десять лет, он, как самый старший, сразу стал верховодить в классе. Если учителю не удавалось навести порядок, Саддам брал дело в свои руки. И когда однажды учитель спросил, кем хотят стать его ученики, Саддам Хусейн ответил быстро и односложно: "Королем". Тогда в Ираке еще правил король хашемитов Фейсал II.
Как смотрит Амаль Хазза Али на новые времена? Ответ школьного приятеля и дальнего родственника Саддама Хусейна противоречив. Как родственник президента он огорчен его исчезновением. Однако как иракец он приветствует новую свободу. И все же, добавляет Амаль Хазза Али, иракцы ? это люди, "закаленные" экстремальным климатом, холодными зимами и раскаленно-жарким летом. Поэтому во главе Ирака всегда стоял "сильный" человек.
В прогнозе Амаля Хаззы Али относительно будущего Ирака спорят желание большей свободы и реалии иракской истории: для себя он хотел бы демократии, но, исходя из имеющегося опыта, считает, что стране нужен жесткий руководитель. Трудно лучше описать дилемму, перед которой оказался новый Ирак. Тем не менее страна вздохнула.
Иракцы, особенно шиитское большинство, пользуются новой свободой в полной мере. В этот вторник шииты всего мира празднуют 40-й день после 10 Мухаррама. На десятый день исламского месяца Мухаррам в 680 году (по христианскому летоисчислению) около города Кербела врагами был забит до смерти Хусейн, сын зятя пророка Али. Этот день считается днем зарождения шиитского направления мусульманства. В арабском мире на 40-й день после смерти родственника или друга принято поминать умершего.
В этот день шииты целой процессией отправляются в Кербелу. При диктаторском режиме Саддама Хусейна и его клики эта процессия была запрещена ? в течение почти трех десятилетий. Однако через неделю после его свержения десятки тысяч шиитов пешком отправились в Кербелу, которая находится в ста километрах от Багдада. От столицы процессия длиной почти в сто километров движется в южном направлении. Женщины ? в своей черной с головы до пят одежде, мужчины ? в джинсах, рубахах и сандалиях идут по правой и левой стороне вдоль проезжей части. Шииты организовали эту процессию спонтанно, практически из ничего. Воду в пути берут из больших бензовозов. Повсюду созданы точки, в которых паломники могут получить еду. Люди несут черные, красные, желтые и белые знамена, которые напоминают о мученике Хусейне. В течение нескольких дней люди отовсюду стекаются в Кербелу, и к середине недели собираются на большой площади между мечетями Аббаса и Хусейна в центре города.
Удивленные солдаты
Но уже задолго до этого события площадь между мечетями с золотыми куполами заполнена толпами людей. Люди смотрят, как разворачивалась битва у Кербелы. Всадники с закрытыми лицами в желтой и красной одежде прокладывают себе путь сквозь восторженную толпу. Под балдахином проносят "семью мученика Хусейна". Были ли сшиты исторические костюмы, в которые они одеты, в эти несколько дней после исчезновения диктатора, или они в течение трех десятилетий хранились в сундуках, никто не говорит. Ирак десятилетиями не испытывал такого проявления религиозного благочестия и политической свободы.
Люди вежливы и готовы разговаривать. "Что вы знаете о Хусейне?" - спрашивает на хорошем английском языке мужчина в белом дищдаше. Здесь все радуются, что диктатор, который десятилетиями мучил шиитов, свергнут. Но все считают, что американцы должны как можно скорее уйти, говорит мужчина. А как управлять новым Ираком? Демократическим путем, говорят люди в Кербеле. С помощью партий? Да, с помощью партий, говорит один, но "религиозных партий". Саддам Хусейн утратил свою власть. От Тикрита, его родины, до Кербелы, города угнетенных, все рады новой свободе. В длинную колонну паломников между Багдадом и Кербелой периодически вклиниваются американские военные машины. Солдаты удивлено смотрят на кажущуюся им необычной процессию. Завоеватели, которые принесли свободу, еще не знают, не обратится ли однажды против них религиозный пыл тех, кого они освободили.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях