Статьи по дате

International Herald Tribune | 22 апреля 2004 г.

Дирижер обхаживает провинцию

Джордж Лумис

Не часто крупные симфонические оркестры отправляются на гастроли в провинцию. До недавнего времени даже Москва и Санкт-Петербург не имели достаточных финансовых возможностей принимать у себя гастролирующие оркестры - разве что изредка. А когда собственно российские оркестры совершали турне, обычно они направлялись на Запад. Но во вторник дирижер и скрипач Владимир Спиваков отправился со своим недавно сформированным Национальным филармоническим оркестром России в Минск. Эта поездка - часть турне из шести концертов по странам бывшего Советского Союза.

В некотором смысле эта гастрольная поездка вызывает в памяти коммунистические порядки, при которых советские артисты и ансамбли были обязаны ездить с концертами по провинциям, иногда в обмен на право потом поехать на гастроли на Запад. Это была роскошь, которую могла позволить себе только совершенно оторванная от реальности экономическая система. В какой-то степени этот тур - свидетельство определенного уровня благополучия, достигнутого Россией.

По случайному совпадению как раз сейчас Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра проводят серию гастролей по провинции в рамках Московского пасхального фестиваля. Но Спиваков рассматривает эти свои гастроли как часть миссии его нового оркестра, созданного после скандального ухода Спивакова с должности художественного руководителя Российского национального оркестра.

Миссия эта по Спивакову - взять на себя функции истинно "национального" оркестра. "Российский национальный оркестр использует в своем названии слово "национальный", но он финансируется американскими компаниями", - сказал Спиваков накануне гастрольного турне. Российский национальный оркестр - это, по сути, частная организация, не поддерживаемая государством. "Наш оркестр, созданный при поддержке министерства культуры и российских компаний, это действительно первый национальный оркестр в России".

Хотя дебютные выступления нового оркестра вызвали довольно прохладную реакцию критиков, позднее его мастерство оценили по достоинству. Об оркестре положительно отзывались именитые дирижеры, которые играли с музыкантами оркестра в качестве гостей. Среди этих дирижеров - Джеймс Конлон, Кшиштоф Пендерецкий и Томас Сандерлинг.

"После того, как Пендерецкий дирижировал исполнением своей седьмой симфонии в декабре, он сказал, что это самое лучшее звучание его произведения, - говорит Спиваков. - А Конлон сказал, что хотел бы вернуться и съездить с оркестром на гастроли. Очень важно, чтобы оркестр играл с хорошими приглашенными дирижерами, которые привносят новый взгляд. Некоторым дирижерам это может не нравиться, но мне нужны новые подходы и интерпретации".

Спиваков твердо намерен возродить традицию гастрольных поездок государственных оркестров по стране, он хочет донести музыку до самых разных людей. На Западе оркестр впервые услышат в июле на Кольмарском фестивале в Эльзасе. Европейское турне запланировано на следующий сезон, тогда же состоится серия звукозаписей.

В качестве главы Национального филармонического оркестра Спиваков находится в положении чем-то сродни положению олигарха: способ, которым он завладел ценными национальными активами может вызывать вопросы, но по крайней мере он использует их во благо России. Опора Спивакова на приглашенных дирижеров - это тоже обнадеживающий признак. Он не рассматривает оркестр как свое собственное продолжение. "Важнее всего добиться артистической свободы и атмосферы, в которой люди будут по-прежнему любить музыку".



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru