Die Presse | 22 апреля 2008 г.
Россия: выход из инфляционной спирали
Эдуард Штайнер
Россияне боятся очередного скачка цен. Правительство призывает население к экономии
После многомесячной напрасной борьбы с разгулявшейся инфляцией российские власти опасаются очередного скачка цен. Он может прийтись на май и сильнее всего затронуть наиболее бедные слои населения. Дело в том, что 1 мая будут разморожены цены, которые премьер-министр Виктор Зубков приказал заморозить в конце октября 2007 года.
Зубков договорился с производителями пищевых продуктов и хозяевами торговых сетей о том, что до 1 мая торговая наценка на основные, социально значимые продукты питания, такие как хлеб, молоко, растительное масло и яйца, не будет превышать 10%. Как сообщил на днях заместитель министра экономики Андрей Клепач, это соглашение продлеваться не будет, поскольку эффект от данной меры заметно сократился.
Сомнения в контроле над ценами
Данная мера с самого начала вызывала сомнения у экспертов. Так, только за первую неделю апреля цены поднялись примерно на 0,5%, соответственно, инфляция с начала года уже достигла 5,3%. Даже замороженные цены на яйца и растительное масло выросли в первой половине апреля на целых 2,4%. А хлеб уже в марте подорожал настолько, что в ряде регионов потребовалось вмешательство правительства. Инфляция превратилась в одну из основных проблем российской экономики. Эксперты ожидают, что к концу 2008 года ее значение достигнет 14% - уровень, с которым, казалось бы, справились еще в 2002 году.
В последнее время предприниматели жалуются, что торговля указанными товарами становится не только нерентабельной, но порой даже убыточной. Союз потребителей, конечно, возражает и указывает на то, что в качестве ответного шага торговые сети непомерно вздули цены на другие продукты. Таким образом, антиинфляционный эффект пропал. Кроме того, качество социально значимых товаров ухудшилось.
Как утверждает Клепач, вскоре его министерство представит новую программу подавления инфляции. Министерство собирается распроститься не только с замораживанием цен, но и с новыми ограничениями на экспорт пищевых продуктов. Ведь с учетом сегодняшних видов на урожай нет никакого смысла продолжать ограничивать ввоз пшеницы через экспортные пошлины, полагает Клепач. При всем том Зубков считает необходимым сократить импорт мяса.
То, чего не дали ограничительные меры, теперь призваны обеспечить меры стимулирующие. Одна из них - побудить население к экономии. С начала года, как утверждают в министерстве, объем денежных вкладов сократился. Согласно данным социологического института Фонда "Общественное мнение", вклады в банках имеет только четверть населения. Неудивительно, ведь инфляция легко обгоняет процентные ставки. От сберегательной идеи большого успеха там не ожидают, поскольку в среднем процентная ставка по вкладам составляет 7,4% и вряд ли следует ожидать ее существенного роста. Более того, факторы, решающим образом влияющие на рост цен, следует искать в другом месте, пишет экономическая газета "Ведомости". С одной стороны, в общемировой тенденции к повышению цен на продовольствие и топливо, с другой - в массированном притоке денег в страну, накопления которой в золотовалютных резервах и стабилизационном фонде уже достигли 650 млрд долларов.
Также по теме:
Москве необходимо остудить экономику (The Financial Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях