The Washington Post | 22 апреля 2009 г.
Вызов для Обамы на внешнеполитической арене
Генри Э. Киссинджер
Обама вступил в должность в момент, когда сложилась уникальная обстановка для международного сотрудничества, пишет на страницах The Washington Post Генри Э. Киссинджер. "Все крупные державы поглощены борьбой с экономическим кризисом и, несмотря на разногласия, жаждут отдохнуть от конфронтации", - поясняет автор. Но масштабный внешнеполитический план администрации Обамы следует подкрепить программой дипломатических усилий, рекомендует он.
Возможные помехи на пути переговоров, начатых Обамой, тесно взаимосвязаны между собой, считает Киссинджер. "К примеру, переговоры о контроле вооружений с Россией повлияют на участие Москвы в попытках пресечь распространение ядерного оружия в Иране", - поясняет он. На ходе переговоров скажется и понимание баланса сил на региональном уровне: для России это вопрос о постсоветском пространстве в Центральной Азии, а для Китая и США - политический строй Северо-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья. "Эти реалии необходимо конвертировать в некую рабочую концепцию мирового порядка", - полагает Киссинджер. На его взгляд, администрация США тяготеет к модели совместной дипломатии, где лидерство Америки основывалось бы на ее готовности выслушивать других и вдохновлять их своим одобрением, а доминирующей державы фактически не существовало бы.
Администрации США следует лавировать между двумя противоположными подходами к дипломатии, характерными для американского общества, отмечает автор. "Первый подход состоит в нелюбви к переговорам со странами, которые не разделяют наших ценностей", - пишет Киссинджер. Его приверженцы воспринимают всякий компромисс как задабривание. Сторонники второго подхода делают упор на психологических моментах и придают значение символическим жестам.
Самым очевидным примером взаимосвязи мирового порядка с дипломатией автор считает проблему распространения ядерного оружия. Если США, Китай, Япония, Южная Корея и Россия в ближайшие несколько лет не сумеют сдержать Северную Корею - государство, которое практически не влияет на международную торговлю и не располагает ресурсами экспортного значения, слова "мировое сообщество" превратятся в пустой звук. "Шестисторонние переговоры следует возобновить только при условии, что Пхеньян заново выполнит условия, на которые уже согласился", - рекомендует в этой связи Киссинджер.
В случае Ирана двусторонние переговоры между Вашингтоном и Тегераном необходимы, уверяет Киссинджер. Результаты переговоров с Ираном зависят от того, удастся ли создать в регионе особый геостратегический баланс сил - атмосферу, где все страны, включая Иран, будут чувствовать себя в безопасности. "Я обычно нахожу, что лучший стиль переговоров - честно и без изъятия изложить другой стороне свои конечные цели", - пишет Киссинджер, поясняя, что поэтапный тактический торг может затуманить окончательные задачи.
Проблема распространения ядерного оружия, напротив, по определению является многосторонней, полагает Киссинджер. В ситуации, когда между потенциальными участниками многосторонних переговоров с Ираном существуют разногласия по фактическим вопросам - например, нет единого мнения о том, как скоро Иран может создать атомную бомбу и боеголовку - администрации США следует энергично разрешить эти споры. "Иначе долгожданные переговоры зайдут в тупик и узаконят разработки ядерного оружия в Иране", - подытоживает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях