The Guardian | 22 апреля 2016 г.
E-stonia: страна, которая использует высокие технологии, чтобы провести ребрендинг и объявить себя антитезой России
Эндрю Кин
"Европейские главы государств нечасто ссылаются на "радикальную постмодернистскую философию" Жака Деррида и Жана Бодрийяра, чтобы осудить враждебную сверхдержаву", - замечает корреспондент The Guardian Эндрю Кин. Но президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес - необычный глава государства.
"Ильвес пытается преобразить Эстонию, превратив ее в ярко освещенную антитезу России", - говорится в статье. Президент стремится включить принципы транспарентности и подотчетности власти народу в "цифровую гражданскую "операционную систему" нового типа", как выражается автор.
По словам Ильвеса, проблема путинской России в том, что правда полностью девальвирована и "все истины сделались равнозначными", как написал Петр Померанцев в книге "Ничто не истинно и все возможно" (Nothing Is True and Everything Is Possible).
Ильвес считает, что Россией управляют постмодернисты типа Владислава Суркова. "Этот, как представляется, "большой фанат" Бодрийяра руководит Россией словно режиссер мрачным реалити-шоу. В результате, утверждает Ильвес, гибнет не только правда, гибнут также доверие и подотчетность - ключевые "средства обращения" современного демократического государства. Потому-то так расплодились российские "фабрики троллей", штампующие анонимные комментарии, которые отравляют интернет", - говорится в статье.
На протяжении своей политической карьеры Ильвес приложил много усилий для поиска и развития грандиозной идеи, которая позволила бы маленькой Эстонии играть важную роль на мировой арене.
По словам автора, в 1991 году Ильвес решил, что у Эстонии есть возможность развивать высокие технологии. "Он признал: несмотря на то, что советская власть присвоила большую часть богатств Эстонии, она оставила после себя наследство в виде хорошего образования, особенно в области математики", - говорится в статье.
В середине 1990-х Ильвес прочел книгу Джереми Рифкина "Конец работы" и сделал из нее собственный вывод: то, что Эстония мала, - подспорье для постиндустриальной экономики. Малочисленная и сплоченная рабочая сила, владеющая высокими технологиями, способна превратить Эстонию в "страну стартапов".
Из Эстонии родом Skype и Playtech, она занимает первое место в мире по количеству стартапов на душу населения, говорится в статье.
Но Эстония также создает нечто более смелое - "модель демократически-транспарентного сетевого общества XXI века, полную противоположность путинского непрозрачного виртуального реалити-шоу", пишет Кин. В этих целях в Эстонии каждому выдадут "цифровой номерной знак". "Наша цель - невозможность совершения дурных поступков, - поясняет Ильвес. - Шесть миллиардов "полос на шоссе", а номерные знаки есть только у эстонцев".
Автор поясняет: в президентство Ильвеса Эстония провела реформы для создания общенациональной базы данных. Система выстроена вокруг онлайн-удостоверения личности, введенного в 2002 году. Информация на гражданина (от медицинской карты до налоговых деклараций, документов об образовании и свидетельствах на недвижимость) хранится в полностью интегрированной национальной базе данных.
Но как насчет тайны частной жизни? - поинтересовался журналист. Не создает ли Ильвес "паноптикон" по образцу тюрьмы, придуманной в XVIII веке Джереми Бентамом, - учреждения, где можно следить за каждым движением каждого человека?
"Наша зацикленность на тайне частной жизни - это заблуждение", - уверяет Ильвес. По его словам, эстонская система зиждется на доверии. Власти вправе получать доступ к общенациональной базе данных, но обязаны извещать гражданина о просмотре информации о нем. Правительство не может получать доступ к данным о гражданах без их ведома, а граждане полностью лишаются анонимности.
Ильвес уверяет, что беспокоиться нужно не о том, чтобы скрыть частную жизнь от государства, а о достоверности данных (например, что кто-то исказит сведения о твоей группе крови).
"Итак, доверие - особенно доверие к правительству и юридически-правовой системе, подотчетной гражданам, - вот в чем суть", - говорится в статье.
Но можем ли мы в свете откровений Сноудена доверять системе, даже в крохотной Эстонии? - комментирует автор.
Журналист поинтересовался у Ильвеса, чем конкретно заняты эстонские спецслужбы. "Выслеживают российских шпионов", - бесстрастно ответил эстонский президент, а затем начал подробно рассказывать о "жестокой" послевоенной оккупации страны и о том, как в 1945-1946 годах советские власти уничтожили 10 млн книг", - пишет автор.
Ильвес признает, что после крупных кибератак 2007 года угроза кибервойны несколько схлынула, а нынешние параноидальные страхи перед российской киберугрозой отчасти "преувеличены". Но он не исключает, что угроза еще одной оккупации существует.
Поэтому, по словам Ильвеса, эстонцы оцифровывают все свои книги и размещают эту информацию за границей. "И поэтому, - добавил он с невеселой улыбкой, - мы состоим в НАТО".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях