The Guardian | 22 августа 2003 г.
Пугающее предсказание Келли: меня найдут мертвым в лесу
Ивен Макаскилл, Николас Уатт и Викрэм Додд
Дипломат рассказывает о довоенных сомнениях Келли
Еще шесть месяцев назад правительственный эксперт по вооружениям Дэвид Келли предсказал, что в случае начала американского и британского вторжения в Ирак его, "вероятно, найдут мертвым в лесу". Об этом вчера стало известно в ходе очередного заседания в рамках расследования причин и обстоятельств гибели ученого, которое возглавляет лорд Хаттон.
Это пугающее предсказание собственной смерти прозвучало во время его разговора с британским дипломатом Дэвидом Броучером в Женеве в феврале этого года.
Помимо этого, в ходе вчерашних слушаний стало известно, что д-р Келли:
- подтверждал, что между Даунинг-стрит и разведслужбами шли "жесткие" дебаты по фактам, упоминаемым в сентябрьском досье, об оружии массового поражения в Ираке;
- выражал скептицизм по поводу британского утверждения, что Ирак в состоянии быстро развернуть свое оружие массового поражения;
- поддерживал прямые контакты с высокопоставленными иракскими учеными и чиновниками, обещая им, что войны можно избежать;
- опасался, что он "предал" этих людей и что вторжение в Ирак сделало его позицию неоднозначной с точки зрения морали.
Лорд Хаттон объявил, что на следующей неделе будут давать показания премьер-министр Тони Блэр и министр обороны Джефф Хун в четверг и среду соответственно. Обоим будут задаваться вопросы о сентябрьском досье.
Сведения о том, что Келли испытывал беспокойство еще до начала вторжения в Ирак 20 марта, ставят крест на предположении, что его предполагаемое самоубийство было обусловлено последними событиями, а именно давлением, которому он подвергся в прошлом месяце после своего разговора с корреспондентом ВВС Эндрю Гиллиганом.
Тело д-ра Келли нашли в лесу недалеко от его дома.
Заявления Броучера, британского представителя на конференции по разоружению в Женеве, произвели фурор.
О своей беседе с Келли Броучер упоминал в электронном послании, которое он отправил 5 августа Патрику Лэмбу, своему начальнику в министерстве иностранных дел. Эта беседа состоялась в феврале во время проведения там переговоров по вопросам разоружения.
По словам Боучера, Келли сказал ему, что правительство давило на разведслужбы с тем, чтобы сентябрьское досье звучало как можно "жестче" и "по каждому утверждению (в досье) разворачивались жесткие сражения".
В отличие от содержащегося в досье утверждения о том, что Ирак в состоянии развернуть свое биологическое и химическое оружие за 45 минут, Келли заявил, что, насколько ему известно, само оружие и материалы, которые должны помещаться в него, "хранились отдельно, и это означало, что оружие невозможно применить быстро".
Как выяснилось на этой неделе, министерство обороны знало, что позиция Келли по Ираку может оказаться неблагоприятной для правительства, а разговор с Броучером демонстрирует, почему министерство обороны - и в частности, Хун - прилагало столько усилий, чтобы предотвратить утечку информации.
Как свидетельствует опубликованная вчера правительственная докладная, Хун пытался заставить Келли не упоминать об оружии массового поражения во время его выступления перед комитетом иностранных дел палаты общин.
Келли считал, что инспекторы ООН смогут составить четкое представление о состоянии иракского арсенала вооружений, потому что во время британского мандата иракцы научились вести письменный учет, сообщил Броучер. Эта точка зрения противоречит мнению США, которые настаивали на том, что инспекторы только понапрасну растрачивают свои усилия.
Решающим моментом в разговоре Келли с Броучером стало упоминание о том, что он продолжает поддерживать контакты с иракцами (учеными и чиновниками), которые начались в середине 1990-х, когда Келли работал инспектором ООН в Ираке. По словам Келли, он пытался убедить иракцев подчиниться инспекторам, чтобы избежать вторжения.
По свидетельству Броучера, Келли беспокоился о том, что, "если начнется вторжение, он будет выглядеть лжецом" и у иракцев сложится впечатление, что он "предал" тех, с кем поддерживал контакты, и прямым результатом его действий может стать то, что "некоторые из них могут быть убиты".
"Я спросил его, что тогда случится, - вспоминает Броучер, - и он непринужденно ответил, что тогда его, "вероятно, найдут мертвым в лесу".
В тот момент Броучер решил, что Келли говорит о возможном нападении со стороны иракцев, "которые могут попытаться ему отомстить, однако теперь Броучер не исключает, что на самом деле Келли мог иметь в виду что-то совсем другое.
Барни Лейт, секретарь Национальной духовной ассамблеи Великобритании, знакомый Келли, будет давать показания о влиянии на Келли бахаизма, к которому он принадлежал. Лейт отметил, что не знает, мог ли ученый лишить себя жизни из-за ощущения собственной вины, однако подчеркнул, что "учения бахаизма указывают на важность исполнения своих обещаний".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях