Financial Times Deutschland | 22 августа 2008 г.
У России не хватит сил на холодную войну
Эва Вайкерт
В Грузии разгорелась давняя борьба между Москвой и Западом за главенство в Восточной Европе и Центральной Азии. При этом становится очевидным тот факт, что Россия не так сильна, как кажется
Когда во вторник заместитель начальника Генштаба РФ Анатолий Ноговицын на пресс-конференции по поводу войны в Грузии заявил о том, что на пути к Черному морю находятся военные корабли США, Польши и Канады, некоторые почуяли приближение второго кубинского кризиса. Варшава возразила, что о маневрах Кремлю было давно известно, а использовать это в политических целях "подло". С момента начала войны на Кавказе тон заявлений, которыми обмениваются Россия и Запад, отличается язвительностью. Президент США Джордж Буш обвинил Москву в "агрессивной эскалации". Комментаторы предрекают, что 8 августа, когда разразилась война между Россией и Грузией, станет датой начала новой холодной войны.
И в самом деле корабли западных держав находятся на пути к Черному морю. Как заявляет Вашингтон, они доставят гуманитарную помощь для жертв войны вокруг мятежной грузинской республики Южной Осетии. Миру не грозит ни новый кубинский кризис, ни новая холодная война. Россия больше не представляет собой великой державы, которая могла бы разговаривать на одном уровне с Западом.
В конфликте на Кавказе с новой силой вспыхнула борьба между русскими и американцами за влияние в Восточной Европе и Центральной Азии. Грузия - единственная наполовину демократическая страна на Кавказе, которая всеми силами стремится к интеграции с Западом. Она может стать 10-й страной, которая некогда была частью Советского Союза или входила в сферу его влияния, а теперь войдет в НАТО. В качестве 11-й за Грузией может последовать Украина. Для Москвы подобная перспектива подобна шоку. Переоценивая собственные силы и в силу существующих имперских традиций, Россия развязала войну, чтобы остановить Тбилиси.
Самоуверенность Москвы и заблуждения Запада, заключающиеся в том, что он все еще имеет дело с супердержавой, основаны на четырех фактах: русские после американцев являются нацией с одним из самых мощных ядерных потенциалов. Россия по площади является самым крупным государством в мире. Россия располагает четвертью газовых резервов и занимает второе место среди мировых производителей нефти. Кроме того, Москва входит в Совбез ООН.
По крайней мере три из этих фактов при ближайшем рассмотрении не имеют реального значения. "Когда снова речь заходит об опасной России, всегда ориентируются на старый образец, - считает Ганс-Геннинг Шредер из Бременского института по изучению Восточной Европы. - Имперская Россия - это фантомная боль".
Ядерный арсенал России не был модернизирован с 1992 года. В этой связи США утверждают, что Москва не сможет нанести удар второй. Шредер указывает на то, что ядерное оружие неприемлемо для реальных военных действий и годится лишь для политических угроз. А поскольку и обычные вооружения в России устарели, она сильно "отстает от НАТО".
Даже его право вето в важнейших институтах, например, в Совете Безопасности ООН, не дает Кремлю права переписывать историю по собственному усмотрению. Ситуация вокруг Косово показала, что в случае блокады русских США "могут делать все что хотят", говорит Шредер.
Наиболее стабильная опора российской самонадеянности - это огромные запасы сырьевых ресурсов, которые уготовили стране крутой подъем. Около половины газа, импортируемого ЕС, поступает туда из России. Газодобывающий концерн "Газпром" одновременно осуществляет контроль над транспортировкой каспийского газа и сопровождает проекты в Северной Африке.
"Тем не менее, русские переоценивают свою экономическую силу", - говорит Андерс Аслунд из Peterson Institute for International Economics в Вашингтоне. Их взнос в мировой ВВП в размере 2,5% "очень мал". Несмотря на рост цен, Москва снижает объемы экспортных поставок нефти и газа. Использование ею своих сырьевых ресурсов как средства давления на прежних вассалов ей только навредит. "Запад отвернется от нее и будет искать новых партнеров", - считает Аслунд.
Зажиточная жизнь - не удел большинства россиян. Вина за это лежит на коррумпированном государстве, полагают Аслунд и Шнайдер. Исходя из этого, Шнайдер говорит о нарастании социальной напряженности как внутренней опасности для России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях