The New York Times | 22 августа 2008 г.
США считают: враждебность России весьма для них опасна
Питер Бейкер
На этой неделе президент Сирии побывал в России с двухдневным визитом. При себе он имел "список необходимых покупок" - перечень видов высокотехнологического оружия, которое хотел купить. Эта поездка, возможно, окажется тревожным предвестником ситуации в будущем.
Если российское вторжение в Грузию знаменует начало длительного периода новой вражды с Западом, то Вашингтон начинает опасаться, что Москва, в последнее время осмелевшая, но разрывающая отношения с остальным миром, может воспользоваться своим влиянием, деньгами, запасами энергоносителей, правом вето в Совете Безопасности ООН и, разумеется, своей оружейной промышленностью для подрыва интересов США по всему миру.
Правда, Россия давно уже поставляет Сирии оружие, но до настоящего момента воздерживалась от продажи ей ракет "земля-земля" нового поколения. Однако президент Сирии Башар Асад четко дал понять, что надеется извлечь выгоду из нарастающих трений между Москвой и Западом, когда спешно приехал в курортный город Сочи для встречи со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым.
Список проблем, которые может создать для США Россия, если станет относиться к ним враждебнее, простирается далеко за пределы Сирии и гор в Грузии. Кроме расширения продажи оружия другим антиамерикански настроенным государствам вроде Ирана и Венесуэлы, вашингтонские политики и эксперты предрекают замораживание сотрудничества в области борьбы с терроризмом и распространением ядерного оружия, манипуляции поставками нефти и газа, требования вывода военных баз США из Центральной Азии, а также провал усилий по продлению договоров о контроле вооружений, заключенных во времена холодной войны.
"Иран, ООН, все программы борьбы с терроризмом и наркоторговлей, Сирия, Венесуэла, "Хамас" - всех вопросов, по которым они могут сократить сотрудничество, не перечислить, - говорит Анджела И. Стент, до 2006 года занимавшая должность старшего советника по России в Совете национальной разведки при администрации США, а теперь руководящая программой исследований России в Джорджтаунском университете. - И, разумеется, энергоносители".
Майкл Макфол, профессор Стэнфордского университета и главный советник по делам России при сенаторе Бараке Обаме, предполагаемом кандидате в президенты от демократов, говорит, что Россия, по-видимому, намеренно пытается подорвать мировой порядок и вполне способна этого достичь. "Потенциал велик, так как, в конечном счете, Россия - гегемон этого региона, а мы нет, - таковы факты", - пояснил профессор Макфол.
Возможно, Россия все-таки воздержится от ряда самых вредоносных сценариев - все зависит от того, какие ходы предпримут обе стороны в ближайшие недели и месяцы. В Вашингтоне многие надеются, что Россия проявит сдержанность, заботясь о собственных интересах; к примеру, Москва не хочет, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием, а талибы снова взяли власть в Афганистане. "Твердолобый" политик Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО, на этой неделе сказал в интервью газете "Известия", что Москва и теперь хочет поддерживать Североатлантический альянс в Афганистане. "Поражение НАТО в Афганистане не сулит нам ничего хорошего", - сказал он.
Москву также можно придержать благодаря тому, что ее экономическая элита не хочет сходить с пути интеграции с остальным миром. В последние дни основной индекс российского фондового рынка сильно обвалился, что обошлось инвесторам - многие из которых тесно связаны с окружением премьер-министра Владимира Путина - в 10 млрд долларов.
И все же, хотя конфронтация с Грузией усиливалась несколько лет, эта вспышка насилия продемонстрировала, насколько резко может меняться международная обстановка. Теперь Россия находится в центре внимания Вашингтона, и некоторые опытные дипломаты опасаются, что ситуация выйдет из-под контроля.
"Возмущение чьими-то действиями - это не политика, - говорит Строуб Толботт, при президенте Клинтоне занимавший пост заместителя госсекретаря, а ныне возглавляющий Brookings Institution. - Обеспокоенность - это не политика. Негодование - это не политика. Хотя возмущение, обеспокоенность и негодование в данной ситуации совершенно уместны, не следует принимать их за политику, не следует принимать их за стратегию".
У Вашингтона ограничены возможности по оказанию нажима. Сенатор Джон Маккейн, предполагаемый кандидат в президенты от республиканцев, хочет исключить Россию из "Группы восьми" крупнейших держав. Подобный шаг фактически станет признанием провала усилий республиканских и демократических администраций США за последние 17 лет - курса на интеграцию России в международную архитектуру.
Однако по сравнению с московским "меню сценариев" вашингтонское выглядит жалко. Маша Липман, аналитик из Московского центра Карнеги, говорит: "Соединенным Штатам Россия нужна больше, чем России - Соединенные Штаты", - ссылаясь на такие усилия, как программа по безопасному хранению старого советского ядерного арсенала, поддержка военных контингентов в Афганистане, попытки заставить Иран и Северную Корею отказаться от ядерных программ. "Так что у России в руках все рычаги", - заключила она.
Прогнозируя, как именно Россия может испортить жизнь Западу, большинство экспертов прежде всего вспоминают об Украине, стремящейся к вступлению в НАТО. В последние дни широко обсуждается устрашающий сценарий - предположение, что Москва попытается предъявить претензии на стратегически важный Крымский полуостров, дабы обеспечить себе доступ в Черное море. Украинские парламентарии проводят расследование в связи с информацией, что Россия массированно выдает свои паспорта этническим русским, проживающим в Крыму. Эту тактику Москва уже применила в республиках Южная Осетия и Абхазия, отколовшихся от Грузии, дабы оправдать интервенцию с целью защиты своих граждан.
Еще одно средство создания проблем, которым располагает Россия, - это торговля оружием, что подчеркнул и визит Асада. Правительства Израиля и западных стран уже обеспокоены сообщениями о доставке в Иран первых элементов ракетной системы ПВО "С-300", производимой в России. С помощью этой системы можно сбить любые американские или израильские самолеты, если те попытаются разбомбить ядерные объекты.
Между тем как Рогозин поддержал идею помощи НАТО в Афганистане, другие официальные лица мрачно намекнули на перспективу разрыва отношений с НАТО. Стороны уже фактически приостановили все программы сотрудничества в военной сфере. Но Россия может также аннулировать свое решение, принятое в апреле, - разрешение НАТО провозить грузы (кроме вооружений и боеприпасов) через российскую территорию наземным транспортом в Афганистан.
Россия также может усилить давление на Киргизию, требуя изгнать оттуда американские части, которые помогают контингенту в Афганистане. Может она и воспрепятствовать крупномасштабному возвращению американцев в Узбекистан, изгнавший их в 2005 году. "Они будут рассуждать так: "А зачем помогать НАТО?" - говорит Селеста Э. Уоллендер, специалист по России из Georgetown's School of Foreign Service.
В Совете Безопасности ООН Россия может ставить США палки в колеса не только по иранскому вопросу, но и по целому ряду других. Не далее как в июле Россия наложила вето на санкции в отношении правительства Зимбабве. Этот шаг был воспринят как пощечина Вашингтону.
"Если Россия впадет в сварливое настроение, ей запросто удастся поставить крест на любых шагах, направленных на принуждение, - например, на экономических санкциях", - поясняет Питер Д. Фивер, бывший стратегический советник Совета национальной безопасности.
Россия также может ускорить выход из договоров по контролю вооружений. Она уже приостановила Договор об обычных вооруженных силах в Европе в знак протеста против планов американской ПРО, а также пригрозила выходом из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Возобновление трений может создать препятствия для недавно подписанного соглашения о сотрудничестве в области гражданских ядерных разработок и обречь на неуспех переговоры о дальнейшем продлении инспекций, которые призваны проверять выполнение условий договоров о контроле стратегических вооружений.
"По иронии судьбы, с самого распада СССР всегда существовали опасения, что Россия станет играть вредоносную роль, - говорит Стент, - и теперь мы видим, как они становятся реальностью".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях