The New York Times | 22 августа 2008 г.
Россия одержала победу в боевых действиях, но не в СМИ
Клиффорд Дж. Леви
Контроль Кремля над СМИ последних лет сделался более очевидным во время конфликта в Грузии - это проявляется во всем, вплоть до того, как телеканалы представляют речи грузинского лидера. Его голос дублируется по-русски с крикливыми интонациями с целью представить его как мелкого тирана, с маниакальным упорством ведущего регион к кризису.
При всех успехах правительства в организации подачи новостей в России, она оказалось неготовой к тому, чтобы отстаивать свою позицию на международном уровне.
И русские попали в затруднительное положение, по крайней мере, вначале.
На карту оказался поставленным не только имидж России в целом. Россия и Грузия стремились убедить мир в том, что другая сторона ответственна за начало конфликта, творит бесчинства и не соблюдает соглашение о прекращении огня. Международные наблюдатели вынесут свои суждения по многим из этих вопросов. Помимо того, кризис выносился на суд общественного мнения, особенно в Европе, которая становилась арбитром между Вашингтоном и Москвой по мере нагнетания страстей.
Только через четыре дня после начала конфликта - а это целая вечность в мире, где новости сообщаются круглосуточно - высокопоставленный представитель Кремля был направлен на CNN, чтобы выступить против Саакашвили. Представитель, Сергей Иванов, доверенное лицо премьер-министра Владимира Путина, говорящий на безупречном английском и обладающий большим опытом на Западе, быстро признал, что произошло досадное недоразумение.
"Огромный российский медведь напал на маленькую миролюбивую Грузию, - отметил заместитель премьер-министра Иванов. - На самом деле все наоборот. Это Грузия напала на маленькую и беззащитную самопровозглашенную республику Южную Осетию".
Нежелание Кремля защищать свою позицию с тем же энтузиазмом, с которым он направил танки в Грузию, отражает его видение мира. Под властью Путина ему стало свойственно двойственное отношение к Западу, отразившееся в дискомфорте, возникающем при необходимости оправдываться за свои действия, и в подозрении о том, что, что бы ни сказал Кремль, все обернется против него.
Высокопоставленные представители России, которые по большей части имеют полную свободу доступа к российским СМИ, похоже, сочли унизительным для себя, что им придется бороться за право изложения своей позиции. Они презирают Саакашвили, считая его пешкой Запада, желающей привести НАТО на их "задний двор", и для них неприемлема сама мысль о том, что к ним относятся к равноправным партнерам на мировой арене, особенно после того, как они побили его войска.
Кремль также периодически копировал советский стиль управления информацией, ограничивая доступ к чиновникам и выступая с напыщенными прокламациями с помощью англоговорящих официальных лиц, которых выставлял перед международными камерами.
Не то чтобы Кремлю было не с кем посоветоваться. Последние годы на Кремль работает нью-йоркская компания по связям с общественностью, Ketchum, которая призывала чиновников с большей открытости. За последние несколько дней этот совет возымел действие, возможно потому, что русские поняли, как их обошли грузины в международных информационных СМИ.
"Это работа, которой должны заниматься профессионалы и которая нуждается в большей активности с нашей стороны", - отметил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. - Но мы никогда не будем стремиться заменить существенные действия медиа-спектаклем".
У грузин есть своя западная фирма по связям общественностью, но даже без ее участия у них имеются определенные преимущества. Как и Саакашвили, многие высокопоставленные представители Грузии относительно молоды, телегеничны, свободно говорят по-английски и имеют связи с Западом.
Сподвижники Саакашвили поняли, что при столкновении с российским военным превосходством им необходимо развернуть пиар-кампанию, направленную на обеспечение поддержки Запада.
Даже при том, что Кремль стал на этой неделе проводить более энергичную стратегию в международных СМИ, он обратился к своей классической тактике, ссылаясь на то, что пытается переломить предубежденность Запада. Для этого он обратился к сомнительному образу - 12-летней девочке из Калифорнии.
Девочка вместе со своей тетей на прошлой неделе давала интервью на Fox News Channel о том, как она гостила у родственников в самопровозглашенной республике Южная Осетия, когда начались бои. Высокопоставленные российские чиновники утверждают, что интервью было прервано, когда обе гостьи программы начали критику грузин. Отрывок из интервью был многократно показан по российским телеканалам и подвергся широкой критике на российских веб-сайтах.
Fox News заявили, что им не за что извиняться и что любой человек, знакомый с теленовостями, скажет, что неполных четыре минуты - это нормальная продолжительность для интервью. Ведущий Fox News Шепард Смит с уважением отнесся к девочке, Аманде Кокоевой, похвалил ее за героизм и извинился перед ее тетей, Лорой Тадеевой-Коревиски, когда время истекло. Обе героини выступили с критикой грузинского правительства.
Но Кремль ухватился за это интервью как за свидетельство того, что Соединенные Штаты подвергают цензуре критику в адрес Саакашвили. Российский ведущий заявил, что такое обращение с гостями свидетельствует о том, что Соединенные Штаты используют все доступные средства для проведения кампании по дезинформации против России.
Российский ведущий представил версию интервью, отредактированную так, что Fox News кажется открыто враждебным. Человек, который дублирует Смита по-русски, не только преувеличивает интонацию ведущего, но даже громко кашляет и кряхтит, когда Тадеева-Коревиски обвиняет Саакашвили в том, что он устроил конфликт. В реальности ничего подобного не происходит.
В написании этой статьи принял участие Виктор Клименко
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях